#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – В соцсетях норильчане жалуются на новый противогололедный материал на дорогах. Фракция непривычного базальтового отсева оказалась слишком крупной. Отлетая от дороги, камешки повреждают автомобили.
Роспотребнадзор запретил использовать привычный граншлак для посыпки дорог и тротуаров в Норильске как потенциально опасный для здоровья человека материал. Пришлось искать альтернативу. По словам специалистов, базальтовый отсев на сегодняшний день наиболее подходящий как с точки зрения возможности его производства, так и с точки зрения его стоимости. Конечно, он намного дороже запрещенного граншлака, но в два раза дешевле, например, песка, который также можно было бы использовать как противогололедный материал.
«Одна тонна грашлака стоила 32 рубля, базальтовый отсев обходится в 880 рублей. Песок, а он должен быть обязательно доставлен с «материка», стоит 1200 -1800 рублей. В зависимости от удаленности территории, с которой его можно доставить», – рассказал Евгений Болгов,начальник отдела сохранности автомобильных дорог и безопасности дорожного движения МКУ «Норильскавтодор».
Есть еще вариант – соль. Но в условиях Крайнего севера использовать ее нельзя – она способствует растеплению грунта. Остается базальтовый отсев. По своим свойствам он уступает граншлаку, легко сдувается, слеживается. Допустимый размер фракции от трех до 10 миллиметров, с процентным распределением: 3-5мм, 5-8мм и 8-10 мм. Но, водители пишут в соцсетях, что «посыпка» намного крупнее. «Такое возможно, – говорит Федор Ерофеев, главный инженер «Илан-Норильск», – ведь сейчас мы только настраиваем новое оборудование и осваиваем технологии производства базальтового отсева. Летом была закуплена дорогостоящая техника. Пока она работает в тестовом режиме. На все нужно время, так как опыта в производстве такого материала на территории нет».
Процесс технологии производства базальтового отсева схож с производством щебня: горная масса поступает с карьера «Медвежий ручей», затем несколько стадий дробления и грохочения, чтобы материал соответствовал требованиями мог называться «противогололедным».
Говоря о повреждениях автомобилей базальтовым отсевом, Федор Ерофеев обратился к водителям с рекомендацией соблюдать скоростной режим и увеличивать дистанцию между транспортными средствами. По мнению специалиста, это основная причина, по которой автомобилям нанесен ущерб.«В период проведения ремонтных дорог Норильск-Талнах тоже использовали щебенистые материалы, причем большей фракции. Обращения были, но немного. Поэтому, повторюсь, все зависит от скоростного режима», – добавил Ерофеев.
Стоит отметить, что примеры использования базальтового отсева в качестве противогололедного материала есть. Им посыпают дороги в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
Вернется ли граншлак – открытый вопрос. Пробы материалы вновь отправили на экспертизу. Черезнесколько месяцев станет известно, появится ли он на дорогах и тротуарах города вновь.
Елена Степаненко