НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – Постановка Тимура Файрузова могла бы стать своего рода подарком норильчанам ко Дню космонавтики, который в этом году совпадает с Вербным воскресеньем. Но в апреле спектаклей на норильской сцене не будет. Возможно, именно спектаклем о космосе театр продолжит сезон после паузы.
«Как Циолковский на Луну летал» – вторая пьеса Михаила Хейфеца в творчестве режиссера Тимура Файрузова. Первой была – «Спасти камер-юнкера Пушкина».
Драматург написал «Циолковского» ровно семь лет назад, в 2013-м. Через год пьеса, посвященная «достижениям мирового ракетостроения», стала призером Волошинского международного конкурса драматургии. С тех пор «арт-мистерию на тему одной биографии» много ставили и ставят по стране.
В норильской версии – это будет «ко(с)мическая опера». Над ней вместе с Тимуром Файрузовым работают приглашенные, но хорошо знакомые норильскому зрителю сценограф Николай Чернышев, хореограф Оксана Малышева, композитор Николай Якимов, художник по свету Александр Рязанцев. Есть в этой команде новое имя – художник по костюмам Елена Жукова.
То ли космический, то ли комический сюжет пьесы основан на материалах об основоположнике современной космонавтики из «Википедии». Перемещаясь в пространстве и времени, действие из провинциального Боровска, где с 1880-го по 1892 год жил Циолковский, перемещается то в Центр космических исследований, то в Центральное разведывательное управление, то в бункер сил стратегического назначения неизвестной державы, то на борт космического корабля… И, наконец, в открытый космос…
В пьесе, а значит и в спектакле, есть и добрый юмор, и сатира, и философская ирония, отличающая драматургию Хейфеца. Роль Циолковского режиссер доверил Александру Герасимчеву, блистательно сыгравшему одного из Остапов в «Бендериаде» Якова Ломкина. Роль Менделеева, а также Руководителя полетов репетирует Степан Мамойкин. Космонавт – Евгений Нестеров. В спектакле также заняты: Николай Каверин, Денис Чайников, Александр Носырев, Александр Жуйков.
Валентина Вачаева, Владимир Макушкин