12+

Самый древний северный народ Евразии живет на Таймыре

06 июля 2020, 17:25

В проекте «Цифры и факты» начинаем лучше узнавать коренные народы Севера.

#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – Коренные народы – кто они? В международном праве это понятие означает народы, обитавшие на своих землях до прихода туда переселенцев из других районов, как, например, американские индейцы или австралийские аборигены.

В России коренных народов насчитывается несколько десятков. Большинство из них проживает в Сибири, на Севере и Дальнем Востоке. Как правило, они малочисленные. Еще задолго до появления на карте мира Петербурга в этих краях обитали ижорцы, вепсы, водь. В Республике Хакасия коренные – это хакасы, в Хабаровском и Приморском краях, на Сахалине – нанайцы, на Алтае – шорцы, на Таймыре – долганы, ненцы, энцы, эвенки и нганасаны.

Нганасаны – самый древний северный народ Евразии, потомки неолитических охотников на дикого северного оленя, живших на Таймыре еще в XV веке до нашей эры.

Алексей Чунанчар и Светлана Кудрякова (Костеркина)
Алексей Чунанчар и Светлана Кудрякова (Костеркина)

1. На земле нганасан осталось 747 человек (по последней переписи населения 2010 года). Нганасаны живут только на территории Таймыра: в Дудинке, поселках Волочанка, Усть-Авам и Новая. Название «нганасаны» имеет разные возможные переводы – «человек», «мужчина». Образовано от нганасанского слова «ђанасан» – люди, «ђанаса» – человек. Сами нганасаны говорят о себе так: «Мы – народ ня».

2. Нганасаны задержались в каменном веке вплоть до XIX столетия: жили охотой на оленей и рыболовством, поклонялись языческим богам, не имея никакого представления о том, что творится в мире. Приход на Таймыр цивилизации стал причиной психологического надлома этноса. Сейчас в Таймырском Долгано-Ненецком районе стараются сохранить культуру нганасан. В частности, этим занимаются сотрудники Таймырского дома народного творчества. Здесь работают и сами нганасаны – например, Алексей Чунанчар и Светлана Кудрякова (на фото). Алексей – мастер-косторез, кроме того, владеет искусством горлового пения и игры на баргане. Светлана – сотрудник отдела фольклора и этнографии, специалист по нганасанской культуре. Князь авамского народа был из рода Чунанчар, к которому относится и Алексей, а Светлана Кудрякова (Костеркина) – из шаманского рода Нгамтусо.

3. Нганасаны жили натуральным хозяйством. Задачей мужчин была охота на диких оленей и рыболовство, женщин – изготовление из шкур одежды для всех членов семьи. Гардероб составлялся из пяти парок: повседневной, праздничной, погребальной, летней и зимнего сокуя – самой теплой одежды с капюшоном.

Женщина шила все светлое время, начиная с момента, когда после полярной ночи появлялось солнце. В итоге рождались настоящие произведения искусства, украшенные различными узорами, орнаментами и кожаными ремешками, которые несли в себе всю информацию о владельце: сколько ему лет, из какого он рода. У нганасан не существовало письменности. Одежда была «паспортом».

Парки, в которые одеты Светлана и Алексей, подлинные, им больше ста лет. Красный цвет на них олицетворяет солнце, тепло, священный огонь, костер; белый – снег, свет; черный (его совсем чуть-чуть) – болезнь, полярную тьму. Черный квадрат – нганасаны придумали его задолго до Малевича – на спинке сокуя мужчин и на парках у женщин означает бесконечность бытия.

4. Поскольку вплоть до XIX века нганасаны передвигались по Таймыру исключительно пешком, их обувь – бокари – имела очень необычный вид. Она без подъема, с широкой площадкой внизу. «Так меньше проваливаешься в снег, и легче доставать оттуда ногу», – поясняет Алексей Чунанчар. У мужчин бокари очень высокие – до бедра. Чтобы догнать оленя, нужно было бежать по глубоким сугробам.

Нганасаны называют свою одежду костюмом священной гагары, так как согласно мифологии они ведут род от этой птицы.

5. Жили нганасаны в чумах, летних и зимних, покрытых нюками – старыми оленьими шкурами. «Когда печку растапливаешь, все тепло крутится внизу, – рассказывает Алексей Чунанчар, – дым уходит наверх, а все хорошие эмоции спускаются оттуда к хозяевам».

6. Домашние олени у нганасан появились в XIX веке, тогда они стали передвигаться по тундре на балках, напоминающих маленькие вагончики. Два таких балка можно увидеть во дворе Таймырского дома народного творчества.

7. Питались нганасаны тем, что добывали на охоте или приносили с рыбалки. Мясо дикого оленя в разных видах – вот главное блюдо северного меню. Продуктом длительного хранения считалось тюрюбё – сушеное мясо. Для его приготовления тонкие длинные пластины оленины подсаливали и вывешивали на три дня на солнце на хорошо продуваемом месте. При благоприятной погоде тюрюбё достигало необходимой для хранения кондиции: покрывалось закопченной корочкой, но внутри оставалось мягким. На один день тюрюбё подвешивали в чуме над костром. Просушенное оленье мясо нарезали кубиками, получались нилимэ – нганасанские «семечки», их брали с собой в дальнюю дорогу.

Подобную технологию применяли и для приготовления хуакы – вяленой рыбы. Важное условие: рыба должна быть исключительно свежей, только-только извлеченной из воды.

Из куропатки нганасаны готовили номсу быэ – суп, который приправлялся мукой и напоминал собой жидкую манную кашу. Перед готовкой тушку куропатки опаливали на огне, что придавало блюду пикантный аромат и в какой-то степени заменяло специи, которые (кроме соли) нганасаны не использовали.

8. «Я люблю тебя» по-нганасански – «Мэнэ тэнэ мон юнтум». Этот язык относится к самодийской группе уральско-юкагирской семьи языков. Был бесписьменным, теперь для его сохранения появилось несколько букварей. Автор большинства – Светлана Жовницкая. Надежда Костеркина составила нганасано-русский и русско-нганасанский разговорник. Аналогичные функции выполняет издание «Язык нганасан» с иллюстрациями художника Мотюмяку Турдагина.

Заглянув в эти книжки, можно узнать, как по-нгасански будет «Здравствуйте, друзья!» – «Дороба, сяруня!». Учите фразы и приезжайте на Таймыр, чтобы поздороваться с представителями самого древнего северного народа Евразии лично.

Татьяна Рычкова

Фото: Максим Шаповалов, Слава Шут, Николай Щипко

06 июля, 2020

Все права защищены © Сетевое издание «Таймырский телеграф», 2020-2023. 12+
При полном или частичном цитировании ссылка на «Таймырский телеграф» обязательна. Редакция не несет ответственности за информацию, содержащуюся в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочную информацию.
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77-59649 от 23.10.2014 г. Главный редактор: Любимая П. Ю.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий:
Принять
Политика конфиденциальности