НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – В правительстве начали рассматривать анонсированный в прошлом году Владимиром Путиным «Сибирский меридиан». Новый железнодорожный мегапроект включает в себя как уже намеченные стройки, например, «Северный широтный ход», так и новые тысячекилометровые линии в Сибири и Арктике. Стоимость «Сибирского меридиана» предварительно оценивают в 4,9 триллиона рублей. По мнению аналитиков, проект перспективный, но заниматься им сейчас некому и не на что, пишет «КоммерсантЪ».
Проект предполагает создание к 2035 году грузового железнодорожного сообщения между Китаем и арктическими морскими портами на Севморпути, минуя Транссиб, и охватывает крупные участки Сибири и Арктики. В частности, речь идет о строительстве двухпутного электрифицированного железнодорожного кольца Салехард – Надым – Уренгой – Сургут – Тюмень – Екатеринбург – Пермь – Ярославль – Обская – Салехард.
О развитии этого маршрута в октябре 2019 года говорил Владимир Путин на пленарной сессии заседания клуба «Валдай». Смысл проекта, пояснял президент, в том, чтобы «через Восточную Сибирь – центр Евразии – соединить транспортными магистралями порты Севморпути с портами Тихого и Индийского океанов». Он позволит разгрузить Транссиб, обеспечить транспортными мощностями первые кластеры Ангаро-Енисейского макрорегиона, развить Арктический транспортный узел, освободить пути для пассажирского движения, в частности, создав скоростное движение между Екатеринбургом и Красноярском.
«Сибирский меридиан» состоит из участков разной степени проработанности и согласованности. Так, в него включены проекты «Северный широтный ход» (Обская – Салехард – Надым – Хорей, по нему подписано концессионное соглашение) и «Северный широтный ход – 2» (Бованенково – Сабетта, концессия обсуждается). Также запланированы пока не оформленные крупные железнодорожные стройки: Сосногорск – порт Индига (506 км), Уренгой – Норильск (830 км), Нижневартовск – Белый Яр – Лесосибирск – Ярки – Усть-Илимск (1995 км) и Лесосибирск – Игарка, которая протянется на 1050 км вдоль Енисея. В ОАО «РЖД» обсуждать новый проект не стали, отмечает источник.
В текущих условиях «Северный меридиан» реалистичным не выглядит, уверен глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. «В условиях, когда актуальность БАМа и Транссиба практически возросла, распыление ресурсов РЖД на сторонние глобальные мегапроекты выглядит неадекватным», – считает Бурмистров. По его мнению, проект стратегически интересен, его потенциал высок, однако у всех потенциальных инвесторов возможности им заняться в ближайшие два года отсутствуют.
Как уже писал «Таймырский телеграф», возможность проложить железную дорогу через Норильск сейчас изучают ученые.
Ольга Полянская