Информационное агентство «Таймырский Телеграф»
+18°
Облачно
ИА «Таймырский Телеграф»
7 июля 2020, 16:05

Маршрут №5: самый красивый дом 1940-х

Маршрут №5: самый красивый дом 1940-х
Текст: Марина Хорошевская
Фото: Николай Щипко и архивы норильчан

«Таймырский телеграф» продолжает прогулки по знаковым местам.

Маршрут №5: самый красивый дом 1940-х

#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – «Прогулки» – эксклюзивный путеводитель портала «ТТ» по Таймыру, Норильску и Дудинке. Из проекта можно узнать об их истории, достопримечательностях и особенностях. Главное в путешествии – опора на правильного проводника.

Наши прогулки по историческому центру Норильска начались с бараков и наиболее заметных построек 1940-х годов. Самым красивым зданием, основной площадкой для торжественных и официальных мероприятий комбината, эпицентром культурной жизни в военное и послевоенное время считался Дом инженерно-технического работника. До сих пор мы называем его «наш красавец ДИТР».

Сегодня мы приезжаем туда, чтобы посмотреть, «как умели строить и жить». ДИТРу на самом деле повезло больше других зданий Старого города – благодаря миссии культурно-развлекательного и агитационно-пропагандистского центра. Его открыли 1 ноября 1942 года. Адрес постройки – улица Октябрьская, 7. Как известно, Октябрьская длиной в три с половиной километра была самой престижной в поселке на вечной мерзлоте и служила осью, вокруг которой строился город.

Норильск военной поры трудно выживал. В то время все было для фронта, для победы. Действовала даже инструкция о приостановке строительства социально-бытовых объектов – школ, клубов и т. д. И вдруг летом 1942-го у нас начали возводить два: стадион и ДИТР. Почему?

По мнению историков, работа без выходных выматывала людей и фактически уравнивала заключенных и вольнонаемных. Людям нужны были силы и стимулы, в предлагаемых обстоятельствах ими могли стать культурные ценности и спорт. «Потому дом культуры тогда был важнее, чем жилье, а стадион более значим, чем магазин».

А еще ДИТР стал первой попыткой норильских строителей подняться выше второго этажа. Три его этажа взметнулись выше стандартной четырехэтажки, так что многие годы это было самое высокое здание в округе, а с его крыши открывалась шикарная панорама. Работу над проектом архитектору Витольду Непокойчицкому заказал в качестве «сюрприза для руководства» главный инженер комбината Владимир Зверев.

Вместе с супругой Лидией Миненко Непокойчицкий искал наиболее выразительный внешний облик сооружения: их ДИТР «никак не хотел укладываться в прокрустово ложе» уже существующей фундаментальной сетки здания». Авторам помогли хорошие знания планировки специализированных построек Ленинграда, таких как Дом архитектора, Дом ученых, Центральный дом работников искусств.

Норильское здание было решено в классическом стиле с большим количеством лепных деталей. В роли скульптора при их изготовлении выступил сам автор проекта: «Из всех моих ранних проектов ДИТР был наиболее значительным и интересным, – напишет о своем детище Витольд Непокойчицкий. – Однако в скульптурной мастерской не было людей с соответствующей профессиональной подготовкой. Поэтому мне пришлось тряхнуть стариной и применить скульптурные навыки, приобретенные мною в художественном техникуме».

У ДИТРа налицо абсолютный питерский почерк: парадный подъезд, широкие каменные ступени под козырьком, вестибюль, колонны, театральное фойе. Внутренняя отделка поражает не меньше внешней: глубокая сцена и огромный зал, облицованный серым гранитом, казались величественными, наилучшим образом подчеркивали важность событий и моментов, на которые в ДИТРе собирались начальники комбината и техническая интеллигенция того времени. Здесь была столовая, игровые комнаты (шахматная и бильярдная), помещение для выставок и банкетов. В холле стояли два пианино, на стенах висели портреты первых лиц СССР. Накануне открытия тут оформили выставку «Норильский комбинат – фронту».

Для местной элиты ДИТР в самом деле стал своего рода закрытым клубом. Среди этой роскоши «имперского стиля» проводили собрания, вручали заслуженные награды, читали лекции, показывали спектакли и фильмы, устраивали вечера танцев и даже джазовые концерты. Именно рядом с ДИТРом проложили первое в Норильске асфальтовое покрытие. «Привыкшие к неустроенности и бездорожью, люди при любой возможности стремились сюда – почувствовать атмосферу другой, лучшей жизни», – напишет в своих очерках историк Станислав Стрючков.

Некоторое время в ДИТРе размещались научно-техническая библиотека (позже она переехала на помпезную Октябрьскую площадь) и музей. В 60-х ДИТР переименовали в Дворец культуры металлургов, потом в ДК шахтеров. Но аббревиатура ДИТР прижилась лучше. К сожалению, здание в 1970-е годы обветшало, с большим трудом его отстоял и сохранил для города Леонид Данилов, главный механик Норильского комбината.

После реконструкции ДИТР изменился как снаружи, так и внутри. Там размещались конструкторский отдел главного механика, патентное бюро, бюро рационализаторов и изобретателей. Сейчас в здании располагается проектно-конструкторский центр института «Норильскпроект».

ДИТР до сих пор является несомненным памятником архитектуры. Недаром краеведы называют его «первым дворцом Норильска».


Читайте также

Фотогалереи