Информационное агентство «Таймырский Телеграф»
+1°
Облачно, снег
ИА «Таймырский Телеграф»
21 июля 2020, 18:20

Маршрут №7: красавец-вокзал. Железнодорожная история

Маршрут №7: красавец-вокзал. Железнодорожная история
Текст: Марина Хорошевская
Фото: Николай Щипко, Игорь Ягубков, Марина Лысцева и архивы норильчан

«Таймырский телеграф» продолжает прогулки по интересным историческим местам.

Маршрут №7: красавец-вокзал. Железнодорожная история

#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – «Прогулки» – эксклюзивный путеводитель нашего портала по Таймыру, Норильску и Дудинке. Из проекта можно узнать об истории, достопримечательностях и особенностях северного региона. Главное в путешествии – опора на правильного проводника.

А прогуляемся-ка мы сегодня до железнодорожного вокзала! Величественное, просторное здание было в свое время местом расставаний и встреч многих поколений норильчан. Около монументального и роскошного красавца высотой в три этажа до сих пор хочется остановиться, чтобы рассмотреть колонны, четкие архитектурные линии, представить, как жили и работали норильчане сталинской и постсталинской поры.

Когда-то на Октябрьскую площадь Норильска, по которой мы уже гуляли в нашем проекте, прибывали электрички из аэропорта и Дудинки. Но у города-комбината были большие планы не только на необходимое внутреннее сообщение, но и на более глобальное – внешнее.

Станция Норильск-Сортировочная. Позади строится Медный завод
Станция Норильск-Сортировочная. Позади строится Медный завод

Строительство железнодорожного вокзала на улице Вокзальной в Старом городе начали в 1951 году. Тогда уже доподлинно было известно, что Норильск станет крупным железнодорожным узлом на пути из европейской чаcти страны в восточную.

В начале 50-х на участке железной дороги Чум – Салехард – Игарка возвели практически половину пути. На привокзальной площади перед строящимся вокзалом осенью 1953 года даже установили памятник Сталину. Однако после вождя стройку № 501–503 закрыли, монумент отцу народов снесли. Вокзал остался и по сути превратился в памятник.

Норильская железная дорога – одна из северных в мире, этакий изолированный железнодорожный «оазис». От ближайшей станции РЖД его отделяет около 700 километров. Более 80 лет она служит для нужд Норильского промышленного района. Ее история началась в 1936-м, когда была сооружена первая ветка от пристани на реке Норильской до строившихся рудников под горой Шмидта.

Тогда же, в основном силами заключенных Норильлага, от Дудинки начали строить 114-километровую узкоколейку. Весной 1947-го по ней прошел первый поезд. Полотно узкоколейной дороги Норильск – Дудинка «перешивали» на широкую колею немного позже, когда к 1953 году железнодорожный вокзал был уже отстроен.

Многие сегодня верят в возрождение железнодорожного пути как связи с материком. Например, потомственный железнодорожник Борис Швайков так высказался о проекте-мечте, связывающей Норильск и Большую землю: «Железную дорогу от нас на материк вполне реально построить! Северное побережье и рубежи Арктики развиваются: и апатиты, и нефть, и уголь, и минеральный комплекс. Без железной дороги в ее новом исполнении эти богатства не освоить».

Строительство железной дороги Норильск – Талнах, 1963 год
Строительство железной дороги Норильск – Талнах, 1963 год

Кстати, исследованием заброшенной стройки №503 – железной дороги, которую в советское время хотели проложить от Норильска до Уренгоя, в прошлом году занялись эксперты Русского географического общества. По результатам своих экспедиций инженеры и ученые предложили три варианта Трансполярной магистрали.

Сегодня на площадке у вокзала располагается музей Норильской железной дороги – сюда водят экскурсии. К самому зданию вплотную примыкает огромная галерея паровозов и локомотивов различной модификации и годов постройки, и все это под открытым небом, в идеальном состоянии, сбереженное «навсегда и с любовью».

В экспозиции есть промышленный электровоз, работавший в Норильске с 1957-го по 1968 год: две автомотрисы, на одной из которых, «Красной дрезине», совершал свои инспекционные поездки в 1970–1980 годах директор Норильского комбината Борис Колесников. Есть здесь и электрический маневровый тепловоз, и вагон поезда родом из Риги (он перевозил сотрудников «Норникеля» до середины 1990-х), а также прицепной вагон знаменитой норильской электрички, бегавшей по рельсам с 1967-го по 1980 год.

К концу 1990-х пассажирские перевозки исчезли совсем, их посчитали нерентабельными. Сегодня через станцию Норильск-Сортировочная следуют лишь промышленные грузы. Все они используются для нужд предприятий и подразделений «Норникеля».

Бывший зал ожидания, где сейчас расположен музей Норильской железной дороги
Бывший зал ожидания, где сейчас расположен музей Норильской железной дороги

Внутри здания вокзала располагается управление Предприятия технологического железнодорожного транспорта (ПТЖТ), так сегодня называется Норильская железная дорога. Ее сердце – вокзал – был и остается одной из красивейших архитектурных примет эпохи.

Другие маршруты по Норильску и Дудинке можно найти на нашем портале по тегу «прогулки».


Читайте также

Фотогалереи