Информационное агентство «Таймырский Телеграф»
-6°
Облачно, небольшой снег
ИА «Таймырский Телеграф»
3 августа 2020, 13:40

На их столе барика и шаньдюсай оса

На их столе барика и шаньдюсай оса
Текст: Татьяна Рычкова
Фото: Николай Щипко и открытые источники

В проекте «Цифры и факты» продолжаем лучше узнавать коренные народы Таймыра.

На их столе барика и шаньдюсай оса

#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – Энцев сегодня насчитывается 227 человек. Считается, что Таймыр – единственное место их проживания.

Эту редкую народность в нашем проекте представляют Зоя Николаевна Болина, главный специалист по энецкой культуре Таймырского дома народного творчества, автор книги о соотечественниках под названием «Эззууй» («След нарты»), и ее брат Петр Николаевич Болин, в разное время работавший на Таймыре зоотехником и оленеводом.

Петр и Зоя Болины
Петр и Зоя Болины

«Исследователи истории энецкого народа отмечают, что энцы – потомки древнесамодийского этноса, жившего на юге Сибири, – отвечает Зоя Николаевна на вопрос, как энцы появились на Таймыре. Под воздействием более сильных соседних этносов (в первую очередь древнетюркского) самодийский этнос раскололся на отдельные народы и этнические группы, которые по ряду причин были вынуждены покинуть родные места и переселиться вглубь западносибирской тайги, а затем в лесотундру и тундру. Более воинственные тюркские группы постоянно нападали на эти народы (враждовавшие и между собой) и оттесняли их из этих мест. Сначала в Западную Сибирь, потом на Север. А здесь оленные люди ненцы, которых было больше и которым были нужны пастбища, постоянно нападали на энцев и двигали их дальше на Север».

В XVII веке на землях древнего и самого многочисленного энецкого рода Могади был построен знаменитый острог Мангазея, который на несколько десятилетий стал важнейшим опорным пунктом русских в освоении севера Сибири. И опять энцам пришлось отступать дальше на Север.

Семья энцев. Фото из энциклопедии Красноярского края
Семья энцев. Фото из энциклопедии Красноярского края

Считается, что кланово энцы проживают только на Таймыре. Петр Николаевич рассказывает, что в те времена, когда он занимался перегоном оленей, слышал от ямальцев, что на севере Уральских гор есть село, где живут одни манто (так там называют энцев), говорящие на родном языке. Так что вопрос о географии расселения народа нуждается в уточнении.

1. В 2010 году во время переписи на Таймыре насчитали 227 энцев. Число очень спорное, говорит Петр Болин. Потому что в советские времена многих энцев переписали на ненцев. И приводит пример: когда после армии он менял паспорт, то девушка в военкомате в графе «национальность» написала: ненец. И сказала: «Какая разница?» Спор был решен в пользу демобилизованного солдата, но всех его сестер, да и многих соотечественников, записали как ненцев.

2. На Зое Николаевне – осенняя суконная распашная парка. Глухого покроя малица, в которую одет Петр Николаевич, шьется из оленьей шкуры мехом внутрь. Наброшенный сверху матерчатый чехол – уже явление нового времени.

В одежде народов Севера нет ничего лишнего. Все обусловлено потребностью выжить в сложных условиях. Брат и сестра рассказывают об особенностях зимней обуви энцев – длинных меховых сапог бокарей. Подошва продумана трижды рационально. Лохматая, чтобы не было скользко. Жесткая и ноская, шьется из той части оленя, что у копыта. Такой подошвы хватает на несколько бокарей. К тому же не оставляет запаха человека, что важно на охоте.

3. Энцы – это испокон веков промысловые люди, занимаются охотой, рыбалкой, оленей всегда использовали только как транспорт (только род Силкиных занимается оленеводством еще с царских времен), а ненцы – это оленеводы, разграничивает особенности быта двух похоже звучащих народов Петр Болин. Ненцы стоят стойбищами по пять чумов, а энцы – всегда по одному, редко когда по два-три. Потому что промысловые точки у них по разным местам.

Брат и сестра с удовольствием вспоминают времена своего детства, когда они жили вместе с родителями в чуме. Это было конусообразное сооружение почти на полста шестов, сверху покрытое нюками (стрижеными оленьими шкурами), с диаметром круга примерно шесть метров. Внутри стояла печка-буржуйка, по обеим сторонам которой располагались спальные места. В таком чуме запросто размещались муж, жена и пять детей. За печкой оставалось место еще и для дедушки.

4. Кухня всех народов Севера похожа, свидетельствует Петр Николаевич, успевший поработать во многих уголках Таймыра. Рыбу и оленину здесь употребляют в сыром, вареном и сушеном виде. Одно из любимых национальных блюд наших героев – барика. Сейчас его делают редко. Сушеную рыбу – юколу (похи) мелко режут, толкут в рыбьем жире и долго тушат на медленном огне. Получается однородная каша, деликатес, который ели вместо масла с черными лепешками из ржаной муки. Барику делали летом, а зимой – шаньдюсай оса. Внутренний жир оленя растапливали, смешивали с мелко нарезанным отварным мясом, утрамбовывали, ставили на холод. В дальних поездках, когда нет времени готовить, кусочек такого яства надолго давал ощущение сытости.

Сушеная рыба (юкола)
Сушеная рыба (юкола)

5. Энецкое слово «энчи» переводится как «человек». «Мышка» по-энецки «тобик», «морошка» – «морга». Энецкий принадлежит к группе самодийских языков, куда входят ненецкий, нганасанский, селькупский языки. Самодийские языки являются самостоятельной ветвью уральской языковой семьи, другую самостоятельную ветвь которой образуют финно-угорские языки.

Энецкий язык на Таймыре в последние годы стал звучать все реже. На нем говорят наши герои, их старший брат и еще несколько представителей старшего поколения. Те, кто моложе, даже 50-летние люди, родного языка не знают. Учеба в интернатах дала возможность получить образование, но оторвала от родных корней. Энецкий язык оказался на грани исчезновения. Поэтому трудно переоценить значение книги Зои Болиной «Эззууй». Все тексты и истории-легенды написаны здесь и на русском, и на энецком языке.

Все материалы рубрики смотрите по тегу «цифры и факты».


Читайте также

Фотогалереи