Информационное агентство «Таймырский Телеграф»
-13°
Облачно, небольшой снег
ИА «Таймырский Телеграф»
20 ноября 2020, 15:25

Парадоксальная выставка открылась в Норильской художественной галерее

Парадоксальная выставка открылась в Норильской художественной галерее
Текст: Юлия Губеладзе
Фото: Юлия Римская и Денис Кожевников

Совместный проект Музея Норильска и столичного «Царицыно» называется «ОНО».

Парадоксальная выставка открылась в Норильской художественной галерее

#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – Выставка позднесоветской живописи и предметов декоративно-прикладного искусства открылась в Норильске. Совместная работа музейно-выставочного комплекса «Музей Норильска» и столичного музея-заповедника «Царицыно» получила название «ОНО».

Проект уже назвали парадоксальным событием в культурной жизни Москвы и Норильска. С сегодняшнего дня любой желающий может ознакомиться с ним в художественной галерее при соблюдении правил профилактики вирусной инфекции.

Около 80 произведений живописи и декоративно-прикладного искусства собрала в себе долгожданная экспозиция. Работу над ней специалисты двух музеев из разных городов вели не меньше года.

«Это партнерский тандем, – рассказала директор музея Норильска Наталья Федянина. – Несмотря на такие сложные обстоятельства, как сейчас, когда в мире столько неопределенностей, столько пандемической лихорадки, нам удалось реализовать этот проект в Норильске, сложив все свои ресурсы и возможности. Не только коллекции, но и профессиональные кадры. Благодаря этому норильчане могут посетить важное культурное событие, не выезжая из города. Нынешняя выставка – редкая история. Такое у нас впервые».

Наталья Федянина и Камиля Байдильдина
Наталья Федянина и Камиля Байдильдина

«В Москве сейчас все музеи закрылись, а в Норильске мы открываем проект, – подчеркнула заместитель генерального директора Государственного музея-заповедника «Царицыно» Камиля Байдильдина. – Второй парадокс – предметы приехали с самого юга Москвы в самый северный город. А если серьезно, огромная благодарность норильскому коллективу, потому что их профессионализм, оперативность, коммуникативные качества на проекте стерли все границы, расстояния, и подготовка прошла отлично».

На объединенной выставке работы норильских мастеров кисти и декоративно-прикладного искусства расположили в общем пространстве с произведениями иногородних авторов. По словам Натальи Федяниной, им пришлось буквально «перекроить» галерею, чтобы выставка звучала так, как того требовал замысел.

Куратор проекта – искусствовед Кирилл Светляков, известная в культурных кругах личность и, по версии некоторых изданий, один из самых влиятельных людей в российском искусстве, отметил, что при подготовке выставки выяснились очень любопытные детали.

«Привезенные экспонаты мы совместили с замечательными работами из Музея Норильска. Придумали разные ассоциации. Сначала ассоциативно, а потом оказалось, что какие-то вещи и тематически совпадают, хотя художники были не знакомы между собой. Художник отчасти медиум», – сказал он. И продолжил: «Начиная с 1970-х годов функциональный, конструктивный дизайн (который ассоциируется в искусстве с 1960-ми), становится очень странным. Как будто художники начинают реализовывать какие-то свои влечения, свои фантазии. Контроль ослабевает со стороны организаций, которые управляют культурой, и художник погружается в странные миры. Это не вещи, а пространственные композиции. Они создают пространство вокруг себя. И на выставке мы с этим пространством поиграли».

Название проекта – «ОНО» – указывает на понятие, описанное Зигмундом Фрейдом в рамках его теории психоанализа. Вопросы о том, как объяснить вторжение подсознания в художественный процесс, волновавшие людей культуры в конце 1970-х, теперь можно объяснить с помощью теории постмодернизма.

Тогда, с учетом новых веяний в жизни общества, художники стали проявлять склонность к иррациональному мышлению. В 1970-е прикладное искусство освобождается от навязанных функций и становится способом философствования, а художники настраиваются на воплощение собственных (не всегда осознанных) влечений.

Это иррациональное в позднесоветской живописи и прикладном искусстве и можно будет наблюдать в картинной галерее. Выставка продлится до 7 февраля 2021 года.

«ОНО» обязано было появиться в конце этого безумного пандемического 2020 года. И то, что «ОНО» появилось в Норильске, тоже символично, потому что в нашем рационально-иррациональном северном городе все звучит совершенно необычно», – заметила Наталья Федянина.

Как ранее писал «Таймырский телеграф», сегодня куратор выставки Кирилл Светляков встретится с норильчанами в клубе-лектории «Обогатительная фабрика».


Читайте также

Фотогалереи