Информационное агентство «Таймырский Телеграф»
+1°
Облачно, небольшой снег
ИА «Таймырский Телеграф»
24 июля 2020, 15:05

У «Норильскстроя» в 1935-м было сразу два начальника

У «Норильскстроя» в 1935-м было сразу два начальника
Текст: Валентина Вачаева
Фото: Музей Норильска

Имя первого, репрессированного, вернулось в историю благодаря подарочному фотоальбому.

У «Норильскстроя» в 1935-м было сразу два начальника

НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – Продолжаем публиковать истории уникальных предметов из коллекций местных музеев.

В мартирологе красноярского «Мемориала» значатся сразу два первых начальника «Норильскстроя». Летом 1988 года в Норильск из Москвы в поисках сведений о своем отце, начальнике «Норильскстроя» в 1935 году, приехал Эльгард Зингер. За четыре года изысканий в архивах Главсевморпути, Центрального партийного аппарата ЦК КПСС и красноярском партархиве Зингеру-младшему удалось раздобыть личное дело члена партии большевиков Михаила Акимовича Зингера, в котором была описана его первая и последняя экспедиция в Норильск.

В северном городе к тому времени никто не знал о существовании еще одного, кроме Владимира Матвеева, начальника Норильского строительства, причем получившего назначение на должность в том же 1935 году. Но кто ищет, тот всегда найдет. В экспозиции Музея истории освоения и развития Норильского промышленного района Эльгард Зингер почти сразу обнаружил фотографии экспедиции 1935 года, с которой его отец побывал в Норильске. Тут же в фондах был найден и первоисточник – альбом фотографий «Изыскания ж.д. линии Дудинка – Норильск – Валек», датированный 1935 годом.

Этот альбом участники экспедиции «Промтранспроекта», государственной конторы по проектированию промышленного транспорта, подготовили в подарок своему управляющему. По документам, альбом был передан в музей в 1973 году, когда тот находился в Доме техники. Где этот альбом хранился почти сорок лет и кто передал раритет в музей, осталось невыясненным. Однако его наличие позволило подтвердить уже найденную Зингером информацию об экспедиции и первом начальнике «Норильскстроя» от Главсевморпути Михаиле Акимовиче Зингере, назначенном на должность 10 марта 1935 года.

Позднее в Норильском городском архиве нашли черновик приказа о передаче «Норильскстроя» в ведение НКВД на основании телеграммы, подписанной в том числе и Зингером. В связи с передачей строительства первого начальника освободили от работы, а в 1936-м арестовали и расстреляли. Но прежде Михаила Акимовича исключили из партийных рядов.

В личном деле, найденном сыном, сохранилось заявление Зингера в ЦК партии, в котором он на трех страницах подробно описывает свою экспедицию в район Норильска: «…Было немало скептиков, считавших этот заполярный никель-платиновый клад недоступным и нереальным для эксплуатации. Пришлось в месячный срок привести в движение все научно-исследовательские и проектные организации, близкие к этому вопросу, чтобы доказать реальность и необходимость немедленного развертывания стройки. Исходя из острого дефицита никеля и колоссальных масштабов стройки, мною совместно с О.Ю. Шмидтом и т. Бергавиновым была составлена докладная записка в Политбюро т. Сталину, где мы, не скрывая громадных трудностей этой стройки, заострили внимание членов Политбюро на ценности объекта и необходимости срочной реализации строительства. Не ожидая решения ЦК и СНК, я отправился с бригадой инженеров «Транспроекта» в Норильск».

Зингер «двигался к намеченной цели любыми средствами, невзирая на трудности». В Красноярске ранняя весна размыла аэродром, и экспедиция, закупив подводы с лошадьми, отправилась вниз по Енисею на Север: «Местные люди считали нашу затею опасной для жизни участников экспедиции и всячески уговаривали нас ждать навигации. И действительно, риск был немалый. Кроме прочих лишений четыре члена экспедиции побывали в ледяной воде, в том числе и я, но мы добились своей цели и вместе с бригадой инженеров и техников прибыли в Игарку через четыре часа после начала ледохода и в Дудинку в день ледохода. Это обеспечило нам получение необходимых измерений по весенним высоким горизонтам вод для проектирования мостов на реках Дуромой, Косая и Ямная и дало возможность получить проект железной дороги Дудинка – Норильск досрочно. Невыполнение этих работ угрожало затормозить строительство на год».

Михаил Зингер и еще несколько человек отправились в Дудинку на лодке, а остальные остались ждать первый пароход, вероятно тот самый «Спартак», на котором 12 июня отправился на место своей работы первый начальник Норильского строительства ИТЛ НКВД СССР Владимир Матвеев.

В заявлении Михаил Зингер просил восстановить его в партии. Его просьбу выполнили посмертно, реабилитировав и восстановив в партии. В 1936-м Михаилу Зингеру еще не было и сорока лет. Его имя вернулось в историю освоения Севера в 1988-м, в год 80-летия самого первого начальника «Норильскстроя».

О старинных латунных часах, трубках из бивня мамонта, бубне последнего нганасанского шамана, секстанте, который привез в Дудинку самый известный в России финн Вилле Хаапасало, и других уникальных предметах из местных музеев читайте по тегу «артефакты» .


Читайте также

Фотогалереи