НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – Продолжаем рассказывать об уникальных предметах из коллекций местных музеев.
Работа скульптора Анатолия Григорьева была единственным подлинным экспонатом юбилейной выставки, которая работала в музее почти два года (ее демонтировали во время весеннего карантина из-за коронавируса). У портрета двойная связь с Норильском: и автор, и модель прошли самый северный исправительно-трудовой лагерь.
Арестованный в 1936-м «небесный интеллигент», как назвал Николая Козырева поэт Андрей Вознесенский, был этапирован в Норильлаг, в Дудинское отделение, в 1939 году. Старшего научного сотрудника Пулковской обсерватории Николая Козырева арестовали в начале его «звездного» пути, но он сумел в лагере подготовить докторскую диссертацию, которую блестяще защитил через три месяца после освобождения в марте 1947-го. В «Теории внутреннего строения звезд как основе исследования природы звездной энергии» ученый выдвинул свою знаменитую гипотезу о том, что источником звездной энергии является текущее время.
Скульптора Анатолия Григорьева, учившегося у Веры Мухиной, много работавшего и активно выставлявшегося, репрессировали в 1948 году. Его приговорили к восьми годам лагерей за участие в «антисоветском теософском подполье». В Норильске зека Григорьев пробыл недолго: уже через год усилиями жены и коллег его перевели в подмосковную шарашку, где он лепил портреты ученых до освобождения в 1954-м.
Встретились астроном и скульптор в Крыму, где находилась обсерватория Козырева и мастерская Григорьева, в которой с натуры был вылеплен портрет Николая Александровича. В Коктебельской мастерской Григорьева бывали многие знаменитые люди, но к Козыреву скульптор относился с особым пиететом.
В Норильском музее скульптура появилась в 2001 году вместе с двумя «Девушками» работы Григорьева. Гипсовый «Портрет Козырева», «Девушка в платке» из известняка и мраморная «Девушка в панаме» были приобретены у Юрия Арендта, пасынка Григорьева, благодаря московскому художнику Авету Тавризову. Автор экспозиционного проекта «Территория», которым в начале ХХI после переезда открылся музей на Ленинском,14, разместил скульптуры «Девушек» в музейном вестибюле. А «Козырев» ждал своего явления почти 20 лет.
Норильские музейщики уверены, что портрет легендарного астрофизика на этот раз пробудет в запасниках не так долго. И к теме, и к работе Григорьева они обязательно вернутся. Поводов для этого великое множество. Кроме теории времени Козырева, открытого им лунного вулканизма и других открытий «небесный интеллигент» оставил человечеству немало легенд и последователей. На похоронах в Ленинграде в 1983 году в прощальных речах ученых звучало, что ушел гений, смысл работ которого будет понят лишь в уже наступившем ХХI веке.
О старинных латунных часах, трубках из бивня мамонта, бубне последнего нганасанского шамана и других уникальных предметах из местных музеев читайте в нашей рубрике «Артефакты» по активной ссылке.