Информационное агентство «Таймырский Телеграф»
-4°
Облачно, небольшой снег
ИА «Таймырский Телеграф»
30 мая 2019, 12:10

В Норильске прошел конкурс профмастерства среди специалистов по железнодорожной автоматике

В Норильске прошел конкурс профмастерства среди специалистов по железнодорожной автоматике
Текст: Татьяна Рычкова
Фото: Николай Щипко

Люди необычной профессии обеспечивают безопасность движения поездов.

В Норильске прошел конкурс профмастерства среди специалистов по железнодорожной автоматике

НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – Полное название конкурса – «Лучший наставник по профессии – электромонтер устройств сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ) среди работников группы компаний «Норникель». Его провели в рамках корпоративного проекта «Академия наставников».

Куратор этого мероприятия Алена Шукшина назвала участников «штучными специалистами на вес золота и пионерами». Конкурс для представителей этой профессии проводили впервые, и она действительно редкая.

Предприятие технологического железнодорожного транспорта (ПТЖТ) перевозит тысячи тонн грузов: руду, нерудные ископаемые, готовую продукцию, оборудование для заводов и фабрик. Случись какая-то заминка – технологическая цепочка Заполярного филиала встанет, производственные планы сорвутся.

Вот почему железнодорожники сдувают с подведомственных им путей любые «пылинки», точнее, снежные заносы. А также зорко следят, чтобы у работников службы движения на станциях оборудование всегда было в исправности. Это одна из главных задач электромонтеров СЦБ.

Представителей этой профессии в НПР 39 человек. У всех обычно среднее специальное (железнодорожное) образование. Профильное можно получить как в специализированном техникуме, так и в вузе, большинство прошли школу РЖД – Российских железных дорог.

«Мы по действующей на комбинате программе содействия приглашаем их с материка, – пояснил председатель конкурсной комиссии заместитель главного инженера – начальник службы сигнализации и связи ПТЖТ Вячеслав Руссу.– Невозможно обучить данной профессии на месте. Это железнодорожная автоматика. Ее назначение – обеспечивать стопроцентную безопасность движения поездов. Выносливость, готовность принимать быстрые, обдуманные решения в случае возникновения нештатной ситуации – вот непременные условия успешной работы электромонтера».

«Чтобы стать специалистом, надо учиться как минимум лет пять с прохождением стажировок на действующих устройствах», – подтвердил еще один член жюри, главный инженер этой же службы Андрей Сычев.

Для участников конкурса собрали лабораторный комплекс, имитирующий их работу:электропривод стрелочного перевода, напоминающий верхнюю часть лодочного мотора, и железнодорожный светофор, отличающийся от городского масштабами. В этих двух устройствах нужно было найти неисправности.

Все действия участников сопровождались перекличкой с дежурным, который давал разрешение на работу и фиксировал происходящее в специальном журнале.

«Неисправность прибора была такой, что дежурный не знал, в каком положении находится стрелка, и не знал, куда пойдет поезд, если его отправить, – пояснил участник Андрей Шабалин. – Я заменил прибор. Что касается светофоров, они стоят в горловине станции и показывают машинисту, как он будет двигаться: прямо или с отклонением по стрелочному переводу, есть ли впереди поезд или нет. Когда горит желтый сигнал, он может двигаться с ограничением скорости, когда зеленый – быстрее. Это значит, что впереди поездов нет. Если бы лампа зеленого огня была неисправна, всем машинистам пришлось бы двигаться с ограничением скорости и особой бдительностью».

Управление всеми устройствами на станциях и перегонах автоматизировано. Все электромонтеры СЦБ закреплены за определенными станциями. Проверяют механизмы и светофоры ежедневно. Не только в помещениях, но и, большей частью, на улице.

У работы на Севере свои особенности. Роман Поречин, приехавший в Норильск из Волгоградской области, назвал одну из типичных неисправностей в механизме электропривода зимой – обледенение контактов. Они придумали, как с этим бороться: ставят внутри специальный обогрев.Случается, что сильная пурга заносит сам стрелочный перевод, и дежурная не может его перевести. Тут просто нужно чистить пути от снега.

От крупных станций они добираются до нужных объектов пешком, до удаленных, например в Кайеркане, –на попутных локомотивах и дрезинах.

Несмотря на нюансы работы на Севере, работа в Норильске все же полегче, чем на материке, из-за отсутствия пассажирских перевозок и низких скоростей движения составов, рассказал еще один участник конкурса Дмитрий Семенов, проработавший несколько лет на Красноярской железной дороге. Там интенсивность выше.

После теоретической части конкурса – тестирования и подсчета баллов – комиссия назвала имена лучших. Первое место у Дмитрия Семенова, второе – у Виталия Вяткина, третье – у Андрея Шабалина. Все получат денежные премии, а главный победитель станет десятым по счету участником форума «Признание», на котором скоро будут чествовать лучших выпускников «Академии наставников».


Читайте также

Фотогалереи