#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – Продолжаем публикацию снимков разных лет, хранящихся в фотоархиве Заполярного филиала.
Первые метры рельсового пути были уложены еще в августе 1935-го. Железнодорожная линия соединила Нулевой пикет с пристанью на реке Норильской. Протяженность стандартной для отечественных узкоколейных дорог колеи – 750 миллиметров – составила 14 километров. Первый поезд с техническими грузами и продовольствием прошел по узкоколейке 12 февраля 1936 года.

Летом этого же года началась прокладка узкоколейки Норильск – Дудинка, так как пристань на Вальке не могла принять все грузы, необходимые строящемуся поселку и комбинату. Новая трасса была на 100 километров протяженнее первой. Ее строительство велось с двух концов. В полотно шли торф, валежник и даже замороженный мох с хворостом. Строители встретились в мае 1937-го на мосту у реки Далдыкан. Эта 113-километровая железная дорога работала чуть больше двух недель, но все же помогла первостроителям, вскоре приступившим к прокладке «правильной» узкоколейки. Первый поезд из Дудинки в Норильск встретили уже при новом начальнике строительства Авраамии Завенягине 1 сентября 1938-го.
В начале 1940-го было образовано отдельное подразделение комбината и ИТЛ – Норильская железная дорога, а к 1944 году основная магистраль Дудинка – Норильск – Валек плюс многочисленные ветки к рудникам, карьерам и заводам составляли в общей сложности 216 километров.
Другие материалы фотопроекта смотрите по активной ссылке.
Подписывайтесь на нашу страницу новостей «Северный город Норильск» в Telegram
Варвара Сосновская
Фото: Архив Заполярного филиала «Норникеля»