12+

Читаем по картинкам

11 марта 2021, 13:00

В Норильске уже пять лет работает студия комиксов и манги.

#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – Создатель и руководитель студии Николай Надежин считает, что комиксы незаслуженно имеют плохую репутацию, ведь они могут быть не только о супергероях, как мы привыкли думать. Темой для комикса может быть любое серьезное событие. Что рисуют норильчане, мы и спросили у Николая.

Комикс (от англ. сomic – «смешной») – рисованная история, рассказ в картинках, который сочетает в себе черты литературы и изобразительного искусства. В середине 2010-х Россия впервые в своей истории пережила бум комиксов.

– Каким был ваш путь к комиксам?

– Комиксами я увлекался еще в детской художественной школе, где учился у Маргариты Черняевой и Александра Слесарева, это было начало 90-х. Тогда я даже не знал, как это называется, в России их практически не было. Но я как-то увидел комикс и решил, что это интересно. Мы с другом начали рисовать, а позднее я даже их коллекционировал. У меня есть очень старые комиксы, которых сегодня, пожалуй, нигде не достать. Потом я забросил их лет на 20, за это время успел получить педагогическое образование и начать работать в сфере дополнительного образования – детской телестудии «Перемена».

Тогда же я решил, что неплохо организовать что-то свое, и вспомнил о старом увлечении. И начал думать, как написать программу для обучения детей искусству комиксов. Методичек на эту тему не было, равно как и учебников. Поэтому программу я писал сам так, как считал правильным. Это был 2013 год, а студия образовалась на два года позднее на базе Дома детского творчества.

Идею поддержала директор Тамара Кондик. Сегодня в студии обучаются 42 ребенка, кто-то узнает о нас из социальных сетей. Узнать о нашей работе можно из аккаунтов «ВКонтакте», Facebook и Instagram.

– С какого возраста принимаете детей в студию?

– Вообще программа рассчитана на подростков с 13 до 18 лет, но мы порой берем и ребят более младшего возраста, лет с 11, например. Сейчас таких в студии двое. И они порой креативнее некоторых детей постарше, у них и работы интересные получаются. Так что записаться может практически любой, сюда приезжают и дети из других районов города.

Мне важно, чтобы здесь ребята получали удовольствие, творчески развивались, а не были обязаны заниматься.
Кстати, чаще к нам приходят девочки, и все – большие поклонницы японской манги. Манга – это японские комиксы, а манхва – корейские. В этих комиксах преимущественно черно-белые рисунки, читаются они справа налево.

– Должен ли автор комиксов обязательно уметь рисовать?

– Умение рисовать приветствуется. Ведь книгу мы все же встречаем по обложке, но главное – это сюжет. Без него история пустая. Часть комиксов мы рисуем в традиционной технике – маркером или карандашами, часть – на основе компьютерной графики, которая сегодня крайне популярна у комиксистов. Ребята выполняют их на графических планшетах. И, кстати, еще вопрос, что легче – ведь при компьютерной технике сначала карандашом от руки рисуют черновик, затем рисунки сканируют, а все остальное рисуется на компьютере. Это очень кропотливая работа.

Суть наших занятий как раз создание авторских интересных комиксов. Наши ребята сами сочиняют, рисуют, моя задача – дать тему, подтолкнуть. Многие уже создали свои книги, на каждую в среднем уходит весь учебный год – с учетом идеи и реализации.

– Я знаю, что в числе темы, которые вы берете за основу книг, – история города, известных в городе людей…

– Так как я все же педагог, стараюсь привить ребятам интерес к истории своего города. И тут темы возникают разные: например, у нас уже вышла документальная книжка комиксов «Норильск. Лето 41-го» – о том, как наш город встретил начало Великой Отечественной войны. Есть книжка о Василии Михайличенко, в память о котором названа одна из улиц Норильска, Александре Петряеве, книга «Нестандартная ситуация» – по статье в «Заполярке» о случае в 1979 году, когда на рудник «Маяк» пришла белая медведица и ее застрелили. Кстати, недавно мы написали продолжение той истории по следам появления в городе еще одной белой медведицы, которая сегодня живет в «Роевом ручье».

Главный герой комикса – Нори, и это уже вторая книга о его жизни на Севере. Сейчас готовим к выпуску третий комикс о Нори. Были у нас и комиксы о приключениях коронавируса в Норильске. Актуальная, дающая большой полет фантазии тема. В Новый год берем новогоднюю тематику. Ко Дню Победы – что-то о войне. Но основная нить в течение обучения, повторюсь, история нашего города.

– Проводите ли вы уроки теории, на которых рассказываете ребятам об истории комиксов, известных художниках?

– Конечно. Я рассказываю о ярких представителях этого искусства. В помощь – учебники и методические книги, российские комиксы, которых сегодня выпускается очень много. Правда, учебная литература в основном переводная, потому что в нашей стране активно комиксы стали развиваться только последние лет десять. Теперь наша страна активно наверстывает упущенное время, и даже выпускаются серьезные книги в виде комиксов – например, у меня есть такой учебник ПДД. Все доступно, понятно и легко для детского восприятия.

– Как относитесь к мнению многих родителей, что комиксы мешают детям обучиться чтению?

– Считаю это откровенным заблуждением. Дети не глупеют от комиксов. Такое мнение происходит с тех времен, когда комиксы в России были непопулярны, поскольку считались чем-то пришлым из-за «железного занавеса». Но комиксы не связаны с любовью или нелюбовью к чтению. Напротив, считаю, что лучше начинать именно с них. Я испробовал это на своих детях, и это действительно работает. Их проще воспринимать, чем книги: нет громоздких текстов, а яркие рисунки облегчают понимание сути. Детей часто пугает объем книги, в комиксах же текста не так много, он дополняет рисунки, а движение от картинки к картинке позволяет развивать образное мышление.

Я также не согласен, что комиксы дают мало информативности. Комикс комиксу рознь, есть такие, где не только «бум» и «бах» (как считают противники этого вида искусства), существует большое количество графической литературы на самые серьезные темы, например комикс – лауреат Пулитцеровской премии «МАУС», рассказывающий историю об узниках концлагерей, переживших холокост.

Повторюсь, будь комиксы неподходящим форматом, вряд ли было бы возможно использовать их в образовании, как это происходит в ряде стран, например в Японии и Франции, где они поддерживаются на государственном уровне.

– Рисуете ли вы сам комиксы, хватает ли времени?

– Да, рисую, хотя и не столь часто, как хотелось бы. Увлечение вернулось благодаря профессии. В эти выходные прошел фестиваль комиксов «КомМиссия», единственный крупный фестиваль в России, в этом году – в онлайн-режиме. На него я отправлял одну свою работу на военную тематику и попал в шорт-лист 100 участников. Но это, по-моему, не главное. Важнее, что я получил опыт общения с художниками со всей страны и новые знания смогу передать ребятам.

Подписывайтесь на нас в Telegram, Instagram и Facebook.

Беседовала Мария Соколова

Фото: из личного архива Николая Надежина

11 марта, 2021

Все права защищены © Сетевое издание «Таймырский телеграф», 2020-2023. 12+
При полном или частичном цитировании ссылка на «Таймырский телеграф» обязательна. Редакция не несет ответственности за информацию, содержащуюся в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочную информацию.
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77-59649 от 23.10.2014 г. Главный редактор: Любимая П. Ю.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий:
Принять
Политика конфиденциальности