12+

Дудинский морской порт начинался с маленькой речной пристани

09 сентября 2022, 18:45

Водную гавань пришлось строить почти с нуля, параллельно со строительством города и комбината.

#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – Дудинский порт 85 лет назад был лишь маленькой пристанью, который не имел даже минимальных причалов и никакого складского хозяйства. Баржи, лихтеры, буксиры, редкие пассажирские суда швартовались у берега, но вплотную подойти не могли, и на них перекидывали длинные деревянные трапы, по которым вручную шла разгрузка прибывшего оборудования и загрузка норильского угля.

Вот как вспоминал об этом заключенный Норильлага Иосиф Шамис:

«Наше дело было – погрузка норильского уголька на баржу. Уголек подается на нее тачками, которые работяги водят по трапу, перекинутому на борт баржи. Работа не из легких: трап – под углом примерно 30 градусов; от угольной пыли он скользкий, особенно когда человек обут в башмаки типа «ЧТЗ», на которых подошва резиновая; освещение в порту слабое. Для удобства посередине трапа пришита направляющая доска – по ней катится колесо тачки. Но доска эта узкая, сцепление подошвы с трапом слабое – надо, следовательно, не только толкать тачку, но и быть достаточно внимательным, чтобы не соскользнуть с трапа в воду вместе с тачкой».

В первую навигацию 1935 года в Дудинке выгрузили 50 тысяч тонн грузов, правда, не все смогли доставить в Норильск – ведь и железной дороги еще не было. В следующем году для разгрузки нашли временное решение: ряжевые причалы – бревенчатые короба на сваях, заполненные камнем. Благодаря первым 40 метрам ряжей в 1936-м грузов приняли уже вдвое больше.

Дудинка, 1930-е годы.

Решение оказалось удачным. Ряжевые причалы были непохожи на хлипкие деревянные настилы, с которых падали в воду заключенные. Это были уже основательные сооружения, которые выдерживали не только вес людей и грузов, но и позволяли внедрять первых ласточек механизации: ленточные передвижные транспортеры. Так постепенно строился и рос Дудинский порт.

Грузы для Норильска в Дудинке, 1935 год

В прошлом выпуске фотопроекта «Автографы истории» мы рассказывали о том, что при застройке Норильска было немало нереализованных проектов.

Больше новостей читайте на совместном канале «Таймырского телеграфа» и «Северного города» в Telegram.

Светлана Ферапонтова

Фото: архив Заполярного филиала «Норникеля»

09 сентября, 2022

Все права защищены © Сетевое издание «Таймырский телеграф», 2020-2023. 12+
При полном или частичном цитировании ссылка на «Таймырский телеграф» обязательна. Редакция не несет ответственности за информацию, содержащуюся в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочную информацию.
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77-59649 от 23.10.2014 г. Главный редактор: Любимая П. Ю.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий:
Принять
Политика конфиденциальности