НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – Корреспондент медиакомпании «Северный город» побывала в лагере спасателей и специалистов, которые занимаются сбором нефтепродуктов в акваториях рек, пострадавших от загрязнения из-за прорыва резервуара на ТЭЦ-3.
…Сверху, с вертолета, городок спасателей на краю мира выглядит как детская площадка в чьем-то необъятном дворе. На берегу реки Амбарной кипит работа, каждый час собираются штабы. Тут считают не только дни, но и часы и даже минуты, а принятие решений зависит от направления ветра, скорости течения, количества техники и еще от тысячи факторов.
Спасатели круглосуточно вот уже вторую неделю в две смены «производят изъятия», как тут говорят, нефтепродуктов с акватории реки. Перерывы – только на обед и сон. С каждым днем цифры собранного топлива и загрязненного грунта увеличиваются.
Работа хоть и непростая, но технология известна и отлажена. Проблемы создает тот факт, что Амбарка – труднодоступное и болотистое место. Тем не менее вопрос локализации решен – именно для этого «Норникель» приобрел специальные мягкие цистерны. Изначально собранное топливо складируют в малые емкости, затем перекачивают в емкости объемом 250 кубических метров. Этих емкостей – 64, они закрытые и будут храниться тут до зимы, когда грунт позволит вывезти собранное топливо.
Несколько раз в день об обстановке из лагеря докладывают в оперативный штаб по ликвидации чрезвычайных ситуаций Норильска, Красноярска, Москвы.
Передвигаться по тундре невероятно сложно. Даже вездеход вязнет в грязи – и это еще нет дождей! На наших глазах застрявший квадроцикл вывозят на буксире. Это спасатели из одного лагеря приезжали на обсуждение какого-то вопроса в другой. Взаимовыручка на месте – вопрос номер один. Люди работают слаженно и максимально сосредоточены на главном.
Нам рассказывают, что слой солярки в загрязненных местах в среднем достигает 20 сантиметров. И что в районе лагеря участок акватории полностью очищен. Эмчеэсники – ребята с юмором, наливают в бутылку воду и шутя предлагают журналистам купить ее за 500 рублей – как свидетельство проделанной работы. В каждой шутке лишь доля шутки: в бутылке только однородная, слегка желтоватая речная вода – никакого разделения на слои воды и нефтевзвеси нет. Экологи регулярно берут пробы в реке.
С первых минут становится понятно, что здесь кидаются в бой буквально с колес. Сказали ехать туда, куда унесло пятно, – тут же срываются с места и отправляются. И так в течение дня – с одного берега на другой. Задача спасателей – как можно оперативнее собрать разлившийся нефтепродукт.
«Специфика ликвидации заключается во многом еще и в погодных условиях – ветер, который меняется, отбрасывает разлив от одних боновых заграждений к другим», – объясняют специалисты МЧС.
Вот мимо проходят ребята в гидрокостюмах – это те, кто буквально вручную в ледяной воде (а порой в откровенной солярке) выставляет или переносит оградительные заслоны. Кроме того, везде, где топливо так или иначе прибивает к берегу, надо засыпать сорбент – торф, который специально обработан особым составом и позволяет задержать нефтепродукт, содержащийся в жидкостях и почве.
Подробнее о работе спасателей и специфике ликвидации ЧС читайте на портале «Северного города».
Марина Хорошевская