#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – С тех пор как на норильских картах появилась точка с обозначением «Кайеркан», этот населенный пункт побывал в самых разных статусах. Он был и железнодорожной станцией, и местом дислокации геологической партии, и лаготделением, и рабочим поселком, и городом, и районом.
Первая дата в истории Кайеркана относится к весне 1940 года. В то время шла подготовка к строительству железнодорожной трассы широкой колеи Норильск – Дудинка. И вблизи станции Кайеркан узкоколейки скважина ручного бурения изыскателей вскрыла каменные угли высокого качества. Назвать эту находку случайной нельзя. В 1940-х годах по договору с комбинатом в Норильском районе целенаправленно работали две геолого-съемочные партии экспедиции Желдорпроекта ГУЛЖДС (Главного управления лагерей железнодорожного строительства) НКВД. Одна из них вела разведку как раз к западу от Норильска: от Зуб-горы до Кайеркана.
Тем же летом 1940 года заключенный геолог Шейнманн с техником-геологом Плешаковым составляли геологическую карту масштаба 1 : 50 000 (в одном сантиметре – 500 метров) Кайерканской площади и соседнего участка в районе ручья Далдыкан. Съемщики подтвердили перспективность угольного месторождения, названого Кайерканским. С этого времени начинаются его исследования и геологоразведка.
В 1942 году геологи изложили обоснования того, что в районе скрыты большие угольные залежи. Это стало причиной для начала строительства в мае 1943 года первой кайерканской шахты – эксплуатационно-разведочной штольни №16 (нумерация была общая с угольными шахтами Норильска). Норильские угли в те годы шли не только на собственные нужды комбината, но и на вывоз – для судов, прибывающих по Енисею и по Севморпути. Именно потому и началось освоение Кайерканского месторождения – угля норильских шахт уже не хватало. А в связи с прогнозируемым исчерпанием запасов Шмидтихи и Надежды Кайерканское месторождение должно было стать новой базой энергетических углей.
Первая группа строителей-заключенных прибыла на место в начале 1943 года. Вот как описывал это летописец Кайеркана Николай Шапорев:
«Работы начались на болотистой пустыне, покрытой редкой тундровой растительностью. Жильем первоначально служил населенный пункт Каларгон (в трех километрах от строительства шахты). Начали со строительства жилья и хозяйственных сооружений. К началу 1944 года уже вырос населенный пункт Кайеркан. В нем было два барака, кухня-столовая, дом для вольнонаемных, дом для ВОХР, компрессорная, лебедочная, зарядная, вахта, вышки, плотницкая мастерская, эстакада, дезкамера и конюшня».
В прошлом выпуске фотопроекта «Автографы истории» мы рассказывали о том, что в годы Великой Отечественной войны Норильск выживал практически без поддержки Большой земли.
Больше новостей читайте на совместном канале «Таймырского телеграфа» и «Северного города» в Telegram.
Светлана Ферапонтова
Фото: архив Заполярного филиала «Норникеля»