#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – Норильскую ребятню в эти новогодние каникулы радует история про Балу, Багиру и «человеческого детеныша». За киплинговского «Маугли» в Заполярье взялись впервые. Сказка станет откровением для детей и считыванием глубоких смыслов для взрослых.
Большое путешествие мальчика, оказавшегося в вольчьей стае, наполнено приключениями, радостями, открытиями и потерями, а постановка – персонажами и событиями.
Знакомый всем советский мультфильм 1973 года – особый шедевр. Он прекрасно показал человеческое общество и многообразие его типов. В аллегорической системе Пачина, как и у Киплинга, по сцене шныряют волки, бродит реального размера слон, ползает говорящий питон Каа, управляющий сознанием толпы. Вымышленный обезьяний народ из «Книги джунглей» – бандерлоги – с диким гиканьем атаковал арку, похожую на Триумфальную, а Шерхан стращает звериную публику с экрана с помощью 3D-эффектов.
Звери у Пачина одеты в стилистике советских утренников: мальчики и девочки в серых костюмчиках, на голове – маска его персонажа. Такая отстраненность дает эффект ненавязывания образа, уводит от клише. Сгруппировавшись в «надежды маленький оркестрик», герои «на задворках действия», где-то на границе третьей и четвертой стены, то ли поют новый русский рок, то ли читают старый добрый рэп – о том, для чего создан человек и как преодолеть собственный страх.
На вопрос, почему «Маугли» оказался на северной сцене, режиссер отвечает:
«Наверное, потому, что в Норильске любят контрасты. «Маугли», несмотря на то что тут есть «Рикки-Тикки-Тави» Тимура Файрузова, – выбор художественного руководства Заполярной драмы, я лишь доверился вашему театру в выборе материала».
По мнению режиссера, главных смыслов, заложенных постановочной группой в спектакль, несколько:
• нужно меняться: легко и свободно относиться к изменениям, которые приходят в твою жизнь;
• то, что отмирает, – отмирает. Ты становишься старше, а значит, мужественнее. И лиричнее.
«Мир порой страшен, но в нем есть лирика, и театр – то место, где может быть много нежности. В основе своей наша цель заключается в том, чтобы люди, приходя в театр, влюблялись в него, так же как и мы любим свою работу. А еще мы даем предмет для разговора ребенка со своими родителями», – говорит Иван Пачин.
Режиссерская мечта Пачина – чтобы зрители мечтали поступить на актерское или режиссерское направление и связать свою жизнь с театром.
Сама же идея «Истории Маугли» соотносится с мыслью, что судьба всегда дает нам великих учителей, как бы они ни назывались, медведем или пантерой.
Задачей остается внятно, честно, верно, открыто и легко проходить свой путь, философствует автор спектакля.
В прошлом году на рождественских каникулах в норильском театре шли «Сказки дедушки Хроноса» Тимура Файрузова. Лирическую сказку «Колыбельная для олененка» придумал и осуществил на малой сцене нашего театра артист и режиссер Денис Чайников.
Мы также сообщали, что самые северные постановки «Дон Жуана» и «Фрекен Хильдур Бок» вошли в шорт-лист фестиваля «Театральная весна – 2024».
Марина Хорошевская
Фото: Николай Щипко