#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – На протяжении последних 11 лет газовики меняют опоры магистральной нитки газопровода Мессояха – Норильск. Из-за непроходимости тундры работу можно вести только с декабря по май. Сейчас на трассе наступило сезонное затишье – самое время оценить проделанные усилия.
Технический директор, руководитель проектов АО «Норильсктрансгаз» Николай Летр, который в поездке стал нашим гидом, рассказывает о проделанной с 2010 года работе.

С высоты полета вертолета прекрасно видно, каких усилий стоит не только проложить, но и эксплуатировать трубопровод, пересекающий непроходимые болота, бесконечные озера и реки.

Общая протяженность магистрального газопровода Мессояха – Норильск, значение которого для Таймыра трудно переоценить, – более тысячи километров.

«Трубопроводы эксплуатируют в экстремальных условиях Крайнего Севера, когда температура опускается до минус 60 градусов, а снежные заносы достигают высоты трех и более метров. Летом условия не менее легкие: жара приводит к сильному нагреву металла. На многих участках газопроводы проложены по заболоченной местности, пересекают озера, и это тоже отражается на состоянии опорно-ригельной части», – говорит Николай Летр.

Газотранспортная система «Норильсктрансгаза» – в трехниточном исполнении: ГАЗ-2, ГАЗ-3 и ГАЗ-4. При этом по трем ниткам проложено более 50 тысяч опор, большинство из которых – около 90 процентов – сделаны из дерева. И с момента прокладки трубопровода – 35–40 лет назад – их не меняли.

«Только около десяти процентов опорных конструкций выполнены из железных и металлических свай, остальные – из дерева, – объясняет руководитель проектов «Норильсктрансгаза». – Учитывая, что газопроводы эксплуатируют более 35 лет в неблагоприятных условиях, опоры нуждаются в замене. Работа в этом направлении ведется с 2010 года. Опоры, которые находятся в неудовлетворенном состоянии, полностью меняют на металлические, регулируемые по высоте».

Облетая бескрайнюю тундру, мы совершаем несколько посадок. Осматривая трубопровод, Николай Летр рассказывает, что с наступлением тепла работу по замене опор приостанавливают:
«Раньше могли работать до конца мая, сейчас уже в конце апреля технике, особенно колесной, сложно проходить по тундре: зимники тают, лед на озерах становится неустойчивым. Если в этом году зима была холодной, то в прошлом ее практически не было. Климат действительно меняется, и в тундре это особенно заметно».

В то же время, говорит собеседник, несмотря на капризы природы, темпы по замене опор только растут: уже заменили более 20 тысяч из них.

Сначала меняли примерно по 2,5 тысячи опор в год, затем привлекли дополнительные силы. Сейчас показатели достигли четырех тысяч – за смену это замена примерно 20 опор и установка 40 свай.

«С 2017 года инициированы проекты «Компенсирующие мероприятия ГАЗ-2, ГАЗ-3, ГАЗ-4». В рамках задания до 2022 года подлежат замене семь тысяч опор. Сегодня заменили около четырех тысяч, работы продолжаются. Сейчас работаем по антикоррозионной защите свай и опор, замененных минувшей зимой», – добавил Николай Летр.

В отдаленном поселке Тухард, который находится на берегу реки Большая Хета и является основной производственной базой предприятия, Николай Летр также рассказал о замене метанолопровода на участке Тухард – Мессояха.

По его словам, в рамках этого проекта до конца года нужно заменить боле 1100 опор и около 13,5 километра аварийного участка. С заданием уже справились примерно наполовину.
«Здесь диаметр трубы – 108 миллиметров, толщина стенки – шесть миллиметров. В кратчайшие сроки закупили и завезли необходимые материально-технические ресурсы. С марта по апрель с заданием справились на 40 процентов. Оставшуюся часть метанолопровода заменим к концу декабря. Весь участок протяженностью около 150 километров планируем завершить до 2024 года», – заключил Николай Летр.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Instagram и Facebook.
Михаил Туаев
Фото: Николай Щипко