12+

«Нельзя тараторить в эфире»

20 октября 2020, 20:50

20 октября отмечают Международный день авиадиспетчера.

#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – Их профессия, несмотря на колоссальную ответственность, остается одной из самых престижных. Как стать авиадиспетчером, с какими трудностями приходится сталкиваться и чем отличается норильский аэропорт от многих других? Об этом «Таймырскому телеграфу» рассказал Андрей Курзин, который последние десять лет следит за воздушным сообщением над северным городом.

«Я творческий человек, а авиадиспетчер – это в первую очередь как раз творческая профессия и только потом техническая, – уверен Андрей. – Еще в старших классах я не знал, кем именно хочу стать. В какой-то момент отец дал идею. И я подумал: почему бы и нет? Ведь не так часто можно встретить авиадиспетчеров».

Андрей Курзин
Андрей Курзин

После школы Андрей переехал из Шарыпово в краевую столицу, где поступил в Красноярский авиационный технический колледж гражданской авиации (сейчас это филиал Санкт-Петербургского университета гражданской авиации. – Прим. ред.). Учеба, по его словам, была несложной. Но в то же время требовала самоотдачи и целеустремленности. А как иначе? Сажать самолеты – дело крайне ответственное, и прогуливать пары – непростительно.

«Мне нужно было сдать два экзамена – по математике и русскому языку, – вспоминает наш собеседник. – Но, как мне показалось, не это было самым важным для конкурсной комиссии. Пришлось пройти серьезный психологический профотбор и углубленное медицинское обследование».

В колледж Андрей поступил в 2007-м. На первом курсе студенты изучали общие предметы: математику, обществознание, культурологию. Со второго курса усилился уклон на основные предметы, связанные с авиацией: обслуживание воздушного движения, правила обеспечения и подготовки полетов и так далее. Особое внимание уделялось английскому языку. Андрей рассказывает, что интереснее всего была практика, которая началась со второго курса.

«Первый раз я практиковался в Красноярске. Тогда же, на втором курсе, подписал договор с управлением аэронавигации Центральной Сибири, а значит, уже знал, что после учебы получу место работы. На третьем, то есть последнем курсе меня отправили на практику в Норильск. И здесь, признаюсь, мне понравилось больше».

Летом 2010 года, окончив учебу, Андрей приехал в Норильск, где и устроился по специальности. По его словам, переезд на Крайний Север не показался ошибочным: несмотря на сложный климат, он сразу же понял, что и в Заполярье есть свои красоты. Но самое главное, считает Андрей, – в норильском аэропорту авиадиспетчер может получить уникальный опыт работы.

«Когда меня спрашивают, сильно ли загружен наш аэропорт, всегда отвечаю: смотря с какими его сравнивать. Конечно, в Москве или Питере загруженность в разы больше. Но и мы не сильно отстаем от пассажирского трафика многих других городов. Другое дело, что кода в колледже изучал особенности профессии – полеты в горной местности и в тяжелых погодных условиях, когда дуют сильные ветра, идут осадки, бьют морозы, – я и представить не мог, что буду работать в том месте, где все это собрано. В Норильске разве что нет выбросов вулканического пепла, а в остальном – это действительно уникальное для пилотов и авиадиспетчеров место».

Диспетчерская вышка
Диспетчерская вышка

Говоря о том, какими свойствами должен обладать авиадиспетчер, собеседник подчеркивает: в первую очередь нужна холодная голова на плечах. Ситуации случаются разные, в том числе и экстремальные. И диспетчер, как сапер, не имеет права на ошибку: он в ответе за жизни десятков и сотен пассажиров.

«Все мы люди, и каждому из нас свойственно волнение. Но диспетчер даже голосом не должен выдавать своих эмоций, потому что экипаж воздушного судна в первую очередь слушает не то, что мы говорим, а то, как мы говорим. Также есть правило: говорить не больше ста слов в минуту. То есть тараторить в эфире нельзя, важно, чтобы экипаж понимал каждое слово. Есть целое руководство по авиационной фразеологии, которое предписывает, как именно передавать информацию и какие именно слова использовать. А еще важна реакция: от того, как авиадиспетчер поступит в экстренную секунду, какую команду он даст, может зависеть очень многое».

С коллегами в классе инструктажей
С коллегами в классе инструктажей

Работа авиадиспетчера – это не фиксированный восьмичасовой рабочий день. Смена на диспетчерской вышке длится 24 часа, но это с учетом перерывов на отдых и сон, которые наступают каждые восемь часов. В самой смене девять-десять человек, каждый из которых может и обязан подстраховать коллегу в случае форс-мажора.

На вопрос, сколько он посадил самолетов за десять лет работы, Андрей, улыбаясь, пожал плечами. Точного подсчета он, естественно, никогда не вел, и лишь привел суточную статистику. Зимой аэропорт Норильска принимает и отправляет примерно восемь самолетов в день. Летом, когда авиапоток увеличивается, их число достигает 15, а с учетом малой авиации – до ста судов. Что же касается этого года, когда в разгар пандемии, казалось, мало кто куда летал, число вылетов из Норильска не сильно уменьшилось. Андрей объясняет это тем, что количество направлений полетов хоть и сократилось, зато их регулярность возросла. Поэтому и работы у воздушных диспетчеров меньше не стало.

«В нашем аэропорту работают примерно 50 авиадиспетчеров, и все они прекрасно знают свое дело. Да, наша работа непростая, но и не такая сложная, как может показаться, хотя и очень ответственная. Но в этом и интерес, ради этого люди и приходят в профессию, – считает Андрей Курзин. – Возможно, мало кто из пассажиров задумывается о том, что кроме пилотов еще кто-то отвечает за их безопасность в полете. Но мы есть, и мы продолжаем работать, пусть и делаем это незаметно для пассажиров».

Михаил Туаев, Николай Щипко, Артем Финн, личный архив Андрея Курзина и открытые источники

20 октября, 2020

Все права защищены © Сетевое издание «Таймырский телеграф», 2020
При полном или частичном цитировании ссылка на «Таймырский телеграф» обязательна. Редакция не несет ответственности за информацию, содержащуюся в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочную информацию.
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77-59649 от 23.10.2014 г. Главный редактор: Литвиненко О. А.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.
Принять