#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – Для минеральной ваты используется местное сырье: базальт и доломит. Добывают их здесь же, на территории Норильска.
Прежняя плавильная печь, в которой больше 40 лет варили силикатный расплав для минеральной ваты, заменили на новый плавильный комплекс. Сейчас в цехе минераловатных изделий, электродов и профилирования металла Завода строительных материалов (ЗСМ) Норильского обеспечивающего комплекса (НОК) выпускают свой утеплитель, отличающийся прочностью и долговечностью. Пока шли работы по установке новых агрегатов, минвату для предприятий «Норникеля» возили с материка.
«Если коротко, то производство минеральной ваты состоит из плавильного комплекса и линии по производству минераловатных изделий. На завод поступают толеитовый базальт и доломит определенной фракции. Они загружаются в плавильную печь, плавятся, далее жидкий расплав выдается на центрифугу. По сути, изготовление минеральной ваты немного похоже на приготовление сладкой ваты. Жидкий расплав на валках растягивается в волокна и постепенно превращается в минеральную вату. Далее на конвейере она полимеризуется под необходимую марку плиты: можно сделать мягкую плиту, жесткую и полужесткую. Также мы делаем прошивные маты. Они отличаются от плит тем, что минвата прошивается металлической сеткой, что создает определенную жесткость и гибкость. Такой мат легко накрутить на трубу и утеплить ее», – рассказал Дмитрий Кочетков, начальник цеха по производству минераловатных изделий, электродов и профилированию металла ЗСМ НОК.
Готовая продукция направляется на все переделы компании «Норникель», расположенные на Таймыре. Материал негорючий. По сути, это камень. Он обладает высокими теплоизоляционными свойствами, легкий, устойчив к воздействиям окружающей среды и экологичен благодаря использованию природных материалов.
«Прежняя плавильная печь была очень габаритной, тяжелой и высокой. Современная более мобильная, компактная и энергоэффективная. У нее быстрая остановка и быстрый запуск. Производительность новой печи такая же, как и у старой: три тонны расплава в час. Этих объемов достаточно, чтобы обеспечивать все предприятия «Норникеля» на Таймыре каменной ватой. Она используется на кровлях, в качестве утепления стеновых покрытий, на трубопроводах. В мае мы работали на спецзаказ, делали безфенольную вату. Это отдельный вид продукции, который использовался на котлах кислородной станции», – пояснил Дмитрий Кочетков.
Огромный плюс в производстве минваты на территории в том, что сырье для нее фактически находится под ногами, а это существенная экономия средств, поскольку не надо тратиться на доставку сырья с материка. Так, например, базальт доставляют с карьера «Скальный» рудника «Кайерканский», а первый пробный доломит пришел с рудника «Мокулаевский».
Оператор установки волокнообразования цеха по производству минераловатных изделий, электродов профилированию металла ЗСМ «НОК» Марсель Гайфуллин контролирует подачу сырья в центрифугу. Он отмечает, что главное в их профессии – это строгое соблюдение средств индивидуальной защиты и техники безопасности и понимание расплава. Важно правильно рассчитывать нагрузку подачи. В этом процессе необходимы аккуратность, здравый смысл и умение работать с расплавами.
«Температура расплава должна составлять 1450 градусов. Если расплав будет холоднее, он будет плохо течь, застывать и замерзать. Если же расплав окажется слишком горячим, он станет агрессивным, что приведет к образованию большого количества отходов.», – поделился Марсель Гайфулин.
В лаборатории по контролю производства бросается в глаза необычный агрегат – прибор для определения королька. Что за птица такая, объяснила Виктория Сергеева.
«Королек – это частицы расплава, в котором мы проверяем содержание неволокнистых включений. Наша лаборатория в первую очередь отбирает сырье для производства минераловатных изделий, чтобы определить химический и фракционный составы. Сырье поступает в печку, и уже оттуда мы отбираем расплав для определения кислотности. Это сказывается на качестве волокна. Также мы берем пробы на определение плотности, содержания органических веществ, волокнистых включений, сжимаемости, влажности и так далее. Если нам не подходит химический состав сырья, то мы его в работу не берем и тогда ищем новое сырье. Обращаем внимание на содержание в базальте и доломите кремния, алюминия, магния, кальция и железа – эти показатели нам важны при производстве минераловатных изделий. Совсем недопустимы примеси формальдегида, кальциина. Это оказывает сильное влияние на качество расплава», – пояснила Виктория Сергеева, начальник лаборатории по контролю производства теплоизоляционных, строительных материалов и остеклованной продукции ЗСМ НОК.
Для проверки качества минеральной ваты используются сушильный шкаф, муфельная печь, весы, линейки. Никак нельзя без сита, всевозможных ступок и пестиков. По сути, набор необходимого такой же, как в обычной химлаборатории.
Виктория Сергеева говорит, что высокое качество минеральной ваты характеризуется устойчивостью к агрессивным условиям окружающей среды и климатическому воздействию. Отбор проб для проверки химических свойств минваты проводится раз в три дня и по требованию начальника смены. Физические показатели проверяются каждую смену.
На Заводе строительных материалов отвечают за качество изготавливаемой продукции, и если она получает паспорт качества, то это говорит, что люди работали на совесть. После паспортизации готовая продукция поступает на склад, а затем заказчикам.
Ранее «Таймырский телеграф» писал, что «Медвежий ручей» проводит масштабную модернизацию производства.
Больше новостей читайте на совместном канале «Таймырского телеграфа» и «Северного города» в Telegram.
Мария Санина
Фото: Николай Щипко