#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – Продолжаем публикацию снимков разных лет, хранящихся в фотоархиве Заполярного филиала «Норникеля».
Первые транспортные средства на территорию Норильска пришли вместе с геологами. В экспедицию 1925–1926 годов группа Николая Урванцева привела из Дудинки три гусеничных трактора «Рено» с гружеными санями.
Машины, предназначенные для сельскохозяйственных работ, были не приспособлены к пути по заполярным сугробам. К примеру, их кабины были из брезента и совершенно не защищали от морозов и ветров. Этот первый санный поход на тракторах из Дудинки в Норильск длился 34 дня.
В 1935 году на строительстве комбината появились первые грузовые автомобили – в основном ГАЗ-АА, ЗИС-5, самосвалы ЯС-3. О теплых мастерских и гаражах в то время только мечтали.
Вся техника стояла и ремонтировалась под открытым небом. Чтобы поменять рессоры на 50-градусном морозе, механики использовали несколько комплектов ключей: когда один из них замерзал, его отогревали на костре.
В 1939-м вступили в строй первый теплый гараж и маленькая ремонтная мастерская. Но с началом войны в Норильск полностью прекратился завоз запчастей и бензина. Техникам пришлось придумывать способы перевода двигателей машин на керосин и твердое топливо, а химики изобретали рецепт перегонки бензина из солярки. Запчасти и даже свечи зажигания тоже пришлось научиться делать прямо на месте.
В 1941 году в Норильске появился первый пассажирский автобус. Правда, он был переоборудован из грузовой машины. В 1945-м норильчан возили уже три таких «воронка», как прозвали в поселке этот самодельный общественный транспорт.
В навигацию 1944 года привезли порядка ста американских автомобилей: «Студебеккеры», «Шевроле», «Маки». Появились также отечественные автобусы и самосвалы.
К 1960 году парк автомобилей и дорожная сеть в Норильске расширились настолько, что появилась потребность в уличных светофорах. Поначалу это были желтые мигающие огни, предупреждающие о перекрестках. Автомат, который переключал светофоры, регулируя уличное движение, появился чуть позже.
Другие материалы нашего фотопроекта об истории Норильска и комбината смотрите по активной ссылке.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Instagram и Facebook.
Светлана Самохина
Фото: архив Заполярного филиала «Норникеля»