#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – Норильскую железную дорогу не зря переименовали в Предприятие технологического железнодорожного транспорта (ПТЖТ). Пассажирские перевозки здесь отменили 20 лет назад, сейчас рельсы связывают между собой заводы и фабрики Заполярного филиала «Норникеля». Сбои в движении составов могли бы порвать эту цепочку, но железнодорожники ежегодно ремонтируют свою дорогу, круглосуточно чистят ее от снежных заносов, и каждый день добрая сотня путейцев и составителей поездов выходит проверять составы и пути.
«Дежурный предъявляет вагоны к осмотру. Смотрим. Могут быть разные неисправности, например, кран сломан, воздух не проходит и тормоза могут не сработать. Мы это устраняем, чтобы состав дошел из точки А в точку Б», – посвящает в некоторые нюансы своей работы осмотрщик-ремонтник вагонов Роман Мишаткин.
Устранять нужно на улице, а Норильская железная дорога – одна из самых северных в мире. Экипированный для работы в мороз и метель путеец, ремонтник или составитель поездов выглядит, как ниндзя. Лица не видно, оно в термомаске, на глазах зимние, с вентиляцией очки, на голове – капюшон. Солидности фигуре добавляет объемный легкий костюм на утеплителе – куртка и комбинезон. Руки греют теплые перчатки или рукавицы, ноги – валенки. Другой вариант: сапоги с фольгированной вкладкой, с виду похожие на резиновые.
«В них тепло, лично тестировал, – рассказывает начальник участка подвижного состава Андрей Черепанов. – Новая технология, ПВХ, выдерживают температуру до минус 40 градусов. Только получаем в этом сезоне. 18 месяцев срок носки, не трескаются, еще плюс – очень легкие. Спецодеждой мы укомплектованы для работы в тяжелых условиях очень хорошо».
Вычислить принадлежность к профессии легко – по ярко-оранжевым жилетам поверх всей амуниции. Эти жилеты перемещаются подчас на довольно большие расстояния.
«Есть у нас участки удаленные – на «Юбилейной». Отвезли нас, оставили, пока мы делаем свою работу. Люди находятся на улице по несколько часов. Морозы и минус 50 бывают, или ветер жесткости добавляет. Для этого и нужна теплая одежда. Как средство индивидуальной защиты нам еще кремы выдают против обморожения, помогают», – рассказывает Андрей Черепанов.
Сотрудники ПТЖТ получают порядка 20 предметов спецодежды и средств индивидуальной защиты каждый. Любой имеет право голоса, если какой-то СИЗ неудобен в работе.
«Так у железнодорожников появились зимние очки с вентиляцией для работы в метель, – пояснил заместитель начальника предприятия по общим вопросам Денис Чернявскис. – Потому что обычные очки запотевали, были нарекания, и проблему решили».
Сейчас путейцы и составители поездов заказали наколенники – чтобы щебенка не колола колени во время ремонта. Сколько и какой спецодежды выдается железнодорожникам за день, неделю, месяц, теперь считает внедренная на предприятии система SAP ERP, рассказала старший кладовщик Светлана Богданович. В конце года получат итоговую цифру, и станет ясно, сколько заказывать на следующий год.
Татьяна Рычкова
Фото: Николай Щипко