Информационное агентство «Таймырский Телеграф»
+17°
Ясно
ИА «Таймырский Телеграф»
10 июня 2020, 21:15

Валерия Болгова – королева тундры

Валерия Болгова – королева тундры
Текст: Марина Хорошевская
Фото: семейные архивы таймырцев, открытые источники

Наш новый проект о тех, кто корнями врос в таймырскую землю.

Валерия Болгова – королева тундры

НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – Наш новый проект «Люди северного сияния» – о тех, кто корнями врос в таймырскую землю. Одна из таких людей – Валерия Болгова. Ее называют королевой тундры. Она появляется на всех мероприятиях, городских, краевых или федеральных, в национальной одежде древнейшего народа Таймыра – нганасан. И это не стилизация. Лера истовый носитель – в прямом и переносном смысле – традиций и культуры своих предков, которые живут на полуострове более десяти веков.

Мастерицы и умелицы каждый раз разглядывают ее диковинные наряды, расшитые бисером и мехом, нганасаны ищут на них родовые знаки. Туристы фотографируют Леру, выгуливающую по главным улицам Норильска на поводке олениху Аякли, выращенную ею на берегу Норилки, на Вальке, где сама нганасанка живет с русским супругом-тундровиком. Одобрительно кивают старейшины при виде Валерии: «Наша». Такая не уронит честь народа, который представляет. А энергии и креатива у нее хватает на то, чтобы в хорошем смысле «продвигать» этнос, территорию, ее культуру и философию, серьезные идеи и задачи по возрождению таймырских ценностей.

Валерия с оленихой Аякли на местном фестивале северной ягоды, 2019 год
Валерия с оленихой Аякли на местном фестивале северной ягоды, 2019 год

Лера редко промахивается. Вскормлена девочка не волками, конечно, но самой природой – однозначно. Она ловко разводит костер, ставит чум, стреляет, заготавливает невероятные ягоды, грибы и травы, ставит сети, выделывает шкуры, за десять секунд с мерзлой рыбы снимает кожу, устанавливая ее на попа, головой вниз, как поленце. Сагудай (нарезка из сырой рыбы) у нее отменный, а настоенный на оленьих пантах национально-демократический напиток – вообще «отвал башки»: этому нет других эпитетов.

Строганина и сагудай – этнические таймырские блюда, которые сейчас готовят во всех кафе и ресторанах Норильска
Строганина и сагудай – этнические таймырские блюда, которые сейчас готовят во всех кафе и ресторанах Норильска

Всему этому Лера научилась в тундре, где с детства освоила все виды промысла. Родилась красавица в Усть-Аваме, принадлежит к древнему нганасанскому роду Линанчар-Турдагиных и энецкому роду Соваловых. Более десяти лет руководит семейно-родовой общиной «Ня танса» (в переводе – «нганасанская семья»), которая объединяет нганасан всех возрастов из Дудинки и Норильска, поселков Волочанка и Усть-Авам.

Нганасаны – древнейший из пяти коренных этносов Таймыра
Нганасаны – древнейший из пяти коренных этносов Таймыра

Валерия свято чтит память нганасанских предков, старается помогать старикам, занимается с молодежью и детьми.

«Наши активисты поддерживают связь со своими земляками по всему Таймыру. С их подачи проходят праздники для коренных, чтобы не утратить общие корни. «Ня танса» участвует в проведении праздников в Дудинке и Норильске, где ставит свой гостеприимный этночум, – рассказывает она. – Знаете, какая проблема у коренных: уходят носители этнической культуры, старики, а дети не знают языка предков. Только общие встречи помогают приобщать их к своим корням. Может, и будет толк. Но нужна среда. Мир меняется. И нет в нганасанском языке современных слов «интернет» или «мобильная платформа». Не придумать их. Все слова к нам пришли из тундры, все связаны с оленем, нартами, рекой…»

Представители нганасан в колонне коренных народов Таймыра на одном из городских праздников в Дудинке
Представители нганасан в колонне коренных народов Таймыра на одном из городских праздников в Дудинке

Валерия Болгова открыла в Норильске собственный национальный магазинчик «Ня танса». Там у нее образовался мини-музей: книги, шкуры, чучела животных, сувениры и даже небольшой цех-мастерская. Сын знаменитого нганасанского художника Мотюмяку Турдагина Андрей по ее просьбе расписал стены магазина оленями, птицами, видами тундры. «На День города я привожу его давать мастер-классы детям. Он отзывается, спасибо».

Валерия мечтает создать уютный центр для общения коренных народов, с мастер-классами, творческими встречами, выставками талантливых промысловиков из поселков, работ своих земляков. Сама она уже не первый год – чего бы это ей ни стоило – ставит в центре Норильска на праздник города чум своей общины, демонстрирует атрибуты северной жизни, готовит вкуснейшую еду, просто так угощает прохожих и зевак. Когда на берегу Енисея или Дудинки вырастает этностойбище «Таймырское кочевье», она непременно в числе добровольцев. Без всякого пафоса ее цель – возрождение традиций северных малочисленных народов.

Валерия Болгова
Валерия Болгова

Как все представители нганасан, наша героиня мудра и по-детски наивна. У людей с таким «мягким родничком» обостренная связь с землей, на которой они живут. А еще потрясает ее «чуйка» находить место, где обязательно будет хорошо. Весело, полезно, сытно, душевно. Так она и место для стойбища подбирает, всегда наверняка зная, где веками ставились сети, ловилась хорошая рыбка: «прародители нашептали».

Пару лет назад Лера была в Красноярске на Межрегиональном смотре этнокультурных центров коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, ездила в составе делегации своей общины. После ее пригласили на конгресс финно-угорских писателей (нганасанский язык входит в эту группу), он проходил в старинном эстонском городе Тарту. Вместе с ней в Эстонию ездила и Нина Дентумеевна Чунанчар – последняя сказительница из рода Линанчар-Турдагиных, исполнившая для участников конгресса иносказательные песни и сказки, которые слышала от своей матери.

Валерия Болгова выступила на конгрессе с докладом о том, как живут на Таймыре нганасаны. Рассказала и о том, в какой литературе нуждаются для сохранения своего языка. Ее идею создать нганасанский разговорник (книгу с диском, запечатлевшим родную речь) поддержали представители финно-угорского сообщества в Эстонии, которые помогают с финансированием издания. «Скоро книга появится. Старейшины наши уже переводят ее, осталось дело за малым», – уверяет нас Лера. Мы даже не сомневаемся.

Дочь Леры Елена (в центре) на конкурсе Miss Russian San Francisco, ноябрь 2019 года
Дочь Леры Елена (в центре) на конкурсе Miss Russian San Francisco, ноябрь 2019 года

Дочь Леры живет в Америке. В прошлом году на конкурсе красоты в Калифорнии она завоевала титул «Мисс Россия». Угадайте, в каком наряде она выходила на подиум, кроме вечернего платья? Правильно, в нганасанском, сшитом руками ее удивительной мамы-подвижницы.


Читайте также

Фотогалереи