#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – Продолжаем публикацию снимков разных лет, хранящихся в фотоархиве Заполярного филиала «Норникеля».
Дом инженерно-технических работников был первым настоящим очагом культуры со сценой и кинозалом. В отличие от своих предшественников, он не был переделан из лагерной столовой или жилого барака. ДИТР сразу спроектировали как Дворец культуры. Поручили проект молодым архитекторам Витольду Непокойчицкому и Лидии Миненко.
Здание ДИТРа, кроме того, было первым в Норильске обильно украшенным, как говорили позже, «архитектурными излишествами» – капителями и пилястрами, лжеколоннами и фальшбалконами.
Многочисленная лепнина требовала квалифицированного исполнения, поэтому на строительстве ДИТРа специально организовали скульптурную мастерскую, где рабочих учил сам Непокойчицкий.
Как позже вспоминал архитектор, никто не мог справиться с изготовлением сложных моделей:
«Поэтому мне пришлось тряхнуть стариной и применить скульптурные навыки, приобретенные еще в художественном техникуме. Каждый день после основной работы в проектном отделе я на несколько часов превращался в скульптора. Все лепщики работали увлеченно и старались, как могли, и уже скоро стали для меня неплохими помощниками. К августу 1942 года все скульптурные работы были закончены».
Именно с изготовления архитектурных деталей ДИТРа в Норильске началось скульптурное производство: гипсовые барельефы и бетонные отливки для украшения фасадов и внутренних интерьеров зданий поставили на поток.
Архитекторы, разрабатывая их, старались найти новые смыслы, объединив, например, советскую символику и северные мотивы.
Так, в архитектуру Октябрьской площади, Южной линии и Севастопольской улицы органично вошли лепные детали с заполярными куропатками и турухтанами, зайцами и белками.
Другие материалы нашего фотопроекта об истории Норильска и комбината смотрите по активной ссылке.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Instagram и Facebook.
Светлана Самохина
Фото: архив Заполярного филиала «Норникеля»