12+

В 1969-м из-за страшного шторма на Мелком утонули свыше 80 человек

24 июня 2021, 13:15

Государственные инспекторы не всегда следили за порядком на водоемах.

#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – Продолжаем публикацию снимков разных лет, хранящихся в фотоархиве Заполярного филиала «Норникеля».

Навигация для катеров и лодок на норильских водоемах по традиции открывается 1 июля. На Таймыре очень развитая сеть озер и рек. Из Норилки можно дойти даже до Карского моря, если пройти по реке Пясине.

Рыбу на водоемах Таймыра тоже всегда ловили  целыми артелями. Потому и лодки были всегда: сначала деревянные весельные, позже – дюралевые под моторами. Особого контроля не было: просто было некому следить за порядком, да и охватить такую территорию – маловыполнимо.

Владимир Пономаренко с коллегой

В конце 1960-х годов на Больших норильских озерах было полное «разгуляево». Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) – аналога ГАИ на воде – еще не было, и число утонувших измерялось десятками человек за сезон.

На старых «казанках» шли кто куда: уже появились мощные моторы, а лодки им еще не соответствовали, вспоминали очевидцы. И не было службы оповещения: туда можно было уйти по штилю, а обратно – по дикому шторму. Да и спасжилетов было не достать, их делали вручную: наволочку набивали пенопластом и обвязывали веревками.

Поисково-спасательная команда, 1970-е

В августе 1969 года из-за страшного шторма на озере Мелком утонули за одни выходные свыше 80 человек, которые упорно шли в город – завтра на работу. После этого трагического случая директор комбината Владимир Долгих распорядился не считать прогулами дни, которые судоводители провели на озерах, пережидая шторм.

В июне 1972-го в Норильске организовали участок навигационно-технической инспекции (теперь – ГИМС), и уже в 1974-м количество жертв на водоемах резко снизилось.

Возглавил участок Владимир Иванович Пономаренко. «Адмирала Пономаренко», которому установили памятник напротив входа в озеро Мелкое, до сих помнят бывалые норильские судоводители. Именно он в свое время навел порядок на норильских реках и озерах.

Он приехал в Норильск с семьей в 1961 году с Дальнего Востока, работал фотокорреспондентом в «Заполярной правде», потом перешел на медный завод. В 1970-м с другом прошел на маленькой «Оби» под мотором «Вихрь» по маршруту Дудинка – Владивосток. Такой опыт и сделал его инспектором ГИМС. А прозвище Адмирал он получил за постоянное ношение щегольской флотской фуражки и за бессменную вахту на Норило-Пясинской водной системе.

Владимир Пономаренко с коллегами на острове Ближнем, середина 1980-х

25 лет он стоял на этом посту, создал базу на острове Ближнем, который раньше у рыбаков назывался Пьяным, и поменял отношение судоводителей к нетрезвой езде. Некоторых, говорят, Адмирал даже лупил резиновым шлангом, «вгоняя в ум».

В прошлом выпуске фотопроекта «Автографы истории» мы рассказывали о том, что в Норильске почти 30 лет работал собственный ядерный реактор.

Подписывайтесь на нас в Telegram, Instagram и Facebook.

Светлана Самохина

Фото: архив Заполярного филиала «Норникеля»

24 июня, 2021

Все права защищены © Сетевое издание «Таймырский телеграф», 2020-2023. 12+
При полном или частичном цитировании ссылка на «Таймырский телеграф» обязательна. Редакция не несет ответственности за информацию, содержащуюся в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочную информацию.
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77-59649 от 23.10.2014 г. Главный редактор: Любимая П. Ю.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий:
Принять
Политика конфиденциальности