#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – Продолжаем публикацию снимков разных лет, хранящихся в фотоархиве Заполярного филиала «Норникеля».
Навигация для катеров и лодок на норильских водоемах по традиции открывается 1 июля. На Таймыре очень развитая сеть озер и рек. Из Норилки можно дойти даже до Карского моря, если пройти по реке Пясине.
Рыбу на водоемах Таймыра тоже всегда ловили целыми артелями. Потому и лодки были всегда: сначала деревянные весельные, позже – дюралевые под моторами. Особого контроля не было: просто было некому следить за порядком, да и охватить такую территорию – маловыполнимо.
В конце 1960-х годов на Больших норильских озерах было полное «разгуляево». Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) – аналога ГАИ на воде – еще не было, и число утонувших измерялось десятками человек за сезон.
На старых «казанках» шли кто куда: уже появились мощные моторы, а лодки им еще не соответствовали, вспоминали очевидцы. И не было службы оповещения: туда можно было уйти по штилю, а обратно – по дикому шторму. Да и спасжилетов было не достать, их делали вручную: наволочку набивали пенопластом и обвязывали веревками.
В августе 1969 года из-за страшного шторма на озере Мелком утонули за одни выходные свыше 80 человек, которые упорно шли в город – завтра на работу. После этого трагического случая директор комбината Владимир Долгих распорядился не считать прогулами дни, которые судоводители провели на озерах, пережидая шторм.
В июне 1972-го в Норильске организовали участок навигационно-технической инспекции (теперь – ГИМС), и уже в 1974-м количество жертв на водоемах резко снизилось.
Возглавил участок Владимир Иванович Пономаренко. «Адмирала Пономаренко», которому установили памятник напротив входа в озеро Мелкое, до сих помнят бывалые норильские судоводители. Именно он в свое время навел порядок на норильских реках и озерах.
Он приехал в Норильск с семьей в 1961 году с Дальнего Востока, работал фотокорреспондентом в «Заполярной правде», потом перешел на медный завод. В 1970-м с другом прошел на маленькой «Оби» под мотором «Вихрь» по маршруту Дудинка – Владивосток. Такой опыт и сделал его инспектором ГИМС. А прозвище Адмирал он получил за постоянное ношение щегольской флотской фуражки и за бессменную вахту на Норило-Пясинской водной системе.
25 лет он стоял на этом посту, создал базу на острове Ближнем, который раньше у рыбаков назывался Пьяным, и поменял отношение судоводителей к нетрезвой езде. Некоторых, говорят, Адмирал даже лупил резиновым шлангом, «вгоняя в ум».
В прошлом выпуске фотопроекта «Автографы истории» мы рассказывали о том, что в Норильске почти 30 лет работал собственный ядерный реактор.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Instagram и Facebook.
Светлана Самохина
Фото: архив Заполярного филиала «Норникеля»