#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – В конце 1956 года Кайеркан получил официальный статус рабочего поселка, а вместе с этим и все прилагающиеся атрибуты, в частности, некоторую самостоятельность в виде собственного поселкового совета.

Обоснованием такой «независимости» были два фактора: удаленность от Норильска и достаточная численность жителей. Но последняя – без малого пять тысяч человек – достигалась с учетом не только населения самого Кайеркана, но и жителей близлежащих поселков и железнодорожных станций.

Таким образом, в конце 1950-х годов Кайеркан, так же как и Норильск, состоял из россыпи населенных пунктов, разбросанных по округе и живущих при предприятиях, стройках и транспортных узлах. В составе Норильска в те годы было свыше 30 поселков. В составе Кайеркана помимо него самого было еще шесть точек: поселок Каларгон, железнодорожные станции Вологочан, Амбарная, Алыкель и Далдыкан, а также геолого-разведочная партия в районе поселка Кайеркан. Вот как их описывали в документах тех лет:
«Указанные поселки и станции расположены вдоль линии железной дороги в сторону Дудинки на расстоянии от центра города: поселок Кайеркан – на 20 километров, поселок Каларгон – на 18 километров и железнодорожные станции – от 18 до 43 километров. Общая численность населения поселков и станций составляет 4966 человек. В указанных населенных пунктах имеется 154 различных жилых сооружения, три клуба, пять бань, две столовые, школа, пекарня, три медпункта, сапожная мастерская, почта и сберкасса. В поселке Кайеркан расположена крупнейшая угольная шахта 16/18, а в поселке Каларгон – рудник «Известняков». Связь между поселками, станциями и городом осуществляется только по железной дороге один раз в сутки».

Под юрисдикцию Кайеркана попадали также жители домов и «индивидуальных построек» (попросту самодельных балков) вдоль железной дороги, на безымянных разъездах. Чем занималось это население? Обслуживало проезжающие составы, следило за исправностью стрелок и семафоров, чистило пути, работало в депо на ремонте подвижного состава. В магазин, в школу, в больницу им приходится добираться – пешком или на попутном поезде – в Кайеркан, а то и в Норильск или Дудинку.

В прошлом выпуске фотопроекта «Автографы истории» мы рассказывали о том, что активное строительство Норильского комбината пришлось на годы войны.
Больше новостей читайте на совместном канале «Таймырского телеграфа» и «Северного города» в Telegram.
Светлана Ферапонтова
Фото: архив Заполярного филиала «Норникеля»