#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – Три первых десятилетия в истории норильской теплоэлектроцентрали – до 1970 года – были «черными»: она работала только на угле. Энергетики тогда ходили в угольной пыли, как трубочисты, да и весь поселок был покрыт сажей, летящей из труб ТЭЦ.
Из воспоминаний Иосифа Шамиса:
«Однажды наш художник попал впросак. Он изобразил главный корпус ТЭЦ таким, каким он должен быть в законченном виде. На крыше корпуса, как положено по чертежам, нарисовал трубы. А поскольку ТЭЦ была изображена действующей, из труб поднимались темные клубы дыма. Всем понравился рисунок, и руководитель стройки решил похвастаться перед Завенягиным, который посещал площадку почти ежедневно. Авраамий Павлович неожиданно высказал критическое замечание: мол, автор явно не пожалел туши для дыма. И добавил: «Такой густой дым говорит о неполном сгорании угля. Так действительно можно вылететь в трубу, «прогореть»». Если все выполнить по проекту, дым будет еле виден, как будто это пар, а не дым. Такова была инженерная эрудиция руководителя Норильскстроя. А ведь это было время, когда большинство считало: чем гуще дым из труб, тем мощнее дыхание социалистической индустрии».
Угольная энергетика была делом весьма трудозатратным. Угольные шахты не всегда работали ровно, на них происходили пожары и взрывы, иногда запас угля на ТЭЦ измерялся считаными часами. Кроме того, уголь нужно еще было доставить на ТЭЦ, на его разгрузку и топливоподачу приходилось даже привлекать людей с других предприятий Норильска.
Уголь привозили с шахт на железнодорожных платформах, высыпали в закрытый угольный склад. Дальше по пяти ленточным транспортерам через узел угледробилки он попадал в бункера главного корпуса ТЭЦ. Работа с углем была сложная, грязная и пыльная. Были случаи, что уголь зависал в бункерах, и тогда рабочим приходилось стучать кувалдой по стенкам бункера. Энергетики между собой в шутку называли таких привлеченных рабочих – «кувалдометры». Они с кувалдой ходили на бункеры, стучали по стенкам, уголь осыпался, и работа котлов продолжалась.
«Черное» время в истории ТЭЦ закончилось, когда в Норильск пришел таймырский газ. В 1970 году первый котел перевели на голубое топливо, в 1973-м уже вся станция была газифицирована.
Но газификация не означала тогда полного отказа от угля. Больше десяти лет его использовали параллельно с газом. Когда на улице холодало до минус 35 и ниже, давление газа падало и энергетики переходили на сжигание угля. Только к середине 1980-х на газораспределительных станциях модернизировали оборудование и от угля полностью отказались.
В прошлом выпуске фотопроекта «Автографы истории» мы рассказывали о том, как в борьбе с острым дефицитом жилья строили норильские хрущевки.
Больше новостей читайте на совместном канале «Северного города» и «Таймырского телеграфа» в Telegram.
Светлана Ферапонтова
Фото: архивы норильчан и Заполярного филиала «Норникеля»