#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – Инженеры Центра компетенций НТИ «Цифровое материаловедение» на базе МГТУ имени Н.Э. Баумана создали ударопрочное и антиобледенительное покрытие для турбореактивных двигателей. Его эрозионная стойкость минимум вдвое выше, чем у зарубежных аналогов.
По словам ведущего инженера Центра компетенций НТИ Сергея Гришина, покрытие успешно прошло тестирование в условиях Арктики.
«Материалы проверялись на стенде, имитирующем высоту полета от 6 до 7,6 тысячи метров при температурах от -20 до -30 градусов в условиях обледенения. По итогам испытаний на деталях покрытия двигателя, разработанного нашими инженерами, лед практически отсутствовал, а на тех поверхностях, где было использовано стандартное покрытие, его толщина достигала семи миллиметров», – пояснил эксперт.
Покрытие выполнено на основе полиуретана, что придает ему высокую прочность, а кремнийорганические соединения – гидрофобность. Разработанный состав дает одновременно антиобледенительный и ударопрочный эффект.
Абразивный износ поверхностей, защищенных таким покрытием, сводится к минимуму, что влияет на такие характеристики, как расход топлива, устойчивость работы, затраты на техническое обслуживание и безопасность полетов летательного аппарата.
«Уникальность разработки заключается в том, что покрытие за счет крайне высокой прочности, ударной вязкости и низкой поверхностной энергии одновременно защищает поверхность от абразивного износа и значительно снижает вероятность образования наледи», – подчеркнул Сергей Гришин.
По его словам, покрытие может использоваться для повышения безопасности полетов, снижения расхода топлива и стоимости обслуживания воздушных лайнеров, беспилотных летательных аппаратов, судов и техники, работающих в условиях Арктики. Также оно будет полезно в качестве защиты от обледенения электротехнических конструкций, крыш домов и фасадов зданий.
Ранее «Таймырский телеграф» рассказывал, что самолеты Ил-114-300 испытывают для полетов в Арктике.
Больше новостей читайте на совместном канале «Северного города» и «Таймырского телеграфа» в Telegram.
Полина Бардик
Фото: Денис Кожевников