#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – Продолжаем публикацию снимков разных лет, хранящихся в фотоархиве Заполярного филиала «Норникеля».
О необходимости продленной, а затем и круглогодичной морской навигации из Мурманска в Дудинку говорили не одно десятилетие. Один из первых руководителей Дудинского порта легендарный Василий Ксинтарис считал, что зимняя навигация в Дудинке была открыта еще 25 октября 1949 года, когда караван судов прошел по сплошному ледяному полю.
Инициатор и организатор ледового похода «Гижиги» и в статусе заместителя министра цветной металлургии СССР, по его словам, прошел все инстанции, вплоть до Совета министров, обосновывая, доказывая важность ледовой навигации. Ксинтарисом и его единомышленниками двигало понимание, что только так можно будет обеспечить Норильск и комбинат всем необходимым для труда и жизни в условиях долгой зимы и полярной ночи.
Когда в 1970-м Мурманскому пароходству передали дизель-электроход «Гижига», первое судно ледового класса, Министерство морского флота и Севморпуть решили использовать его в посленавигационных условиях. Проводку в ноябрьских льдах по маршруту Мурманск – Дудинка – Мурманск на морском участке обеспечивал атомный ледокол «Ленин». Съемки встречи «Гижиги» в Дудинском порту в архиве Заполярного филиала датированы 19 ноября.
Экспериментальный рейс – 1970 дал необходимый практический материал для дальнейшего удлинения навигационного периода. В следующую навигацию сразу шесть суден с продукцией Норильского комбината покинули Дудинку под Новый год.
Другие материалы нашего фотопроекта «Автографы истории» смотрите по активной ссылке.
Варвара Сосновская, архив Заполярного филиала «Норникеля»