12+

Экспедиция по эвакуации крыльев легендарного “Дугласа”, проводившаяся при поддержке “Норникеля”, завершила работу на Таймыре

29 марта 2017, 12:38

27 марта ценный груз был доставлен в конечную точку этой операции – район Талнаха города Норильска, и оставлен на хранение до начала речной навигации.

НОРИЛЬСК. “Таймырский Телеграф” – Экспедиция по эвакуации крыльев легендарного самолета С-47 “Дуглас” завершила свою работу на Таймыре, сообщили сегодня в администрации муниципального района.

В состав экспедиционной группы вошли таймырские спасатели Евгений Волощук, Кирилл Ивахненко, Сергей Гриненко, Анатолий Егоров и Иван Егоров, сотрудник экспедиционного центра Русского географического общества по Сибирскому федеральному округу Игорь Абакумов и члены РГО Игорь Петлин и Александр Лукьяновский.

Экспедиция по эвакуации крыльев самолета, как сообщалось, стартовала 17 марта. С помощью специальной техники ООО “Норильскпромтранспорт” гусеничные вездеходы ТМ-130 аварийно-спасательной службы УГОиЧС Таймыра были доставлены в район Талнах города Норильска.

Загрузив топливо и подцепив специально изготовленные “Норникелем” сани для перевозки нестандартного груза, участники экспедиции выдвинулись на вездеходах в район вынужденной посадки самолета. В условиях низовой метели и плохой видимости группа прибыла на место 22 марта, еще два дня потребовалось членам экспедиции для того, чтобы извлечь крылья самолета из-под снега и аккуратно их загрузить для дальнейшей транспортировки по зимнику.

27 марта ценный груз был доставлен в конечную точку этой операции – Талнах, и оставлен на хранение до начала речной навигации. Этим летом водным транспортом крылья самолета будут направлены в Красноярск для размещения на специальной площадке экспедиционного центра РГО в СФО. Планируется, что “Дуглас” станет главным экспонатом Музея освоения Русского Севера в Красноярске.

Как отметил заместитель начальника АСОЭР Евгений Волощук, сложности обуславливались размерами конструкций и тем, что крылья необходимо было доставить в целости. В течение светового дня все члены группы работали на раскопках, погрузке крыльев, закреплению деталей. Отдыхали и ночевали в машинах. Внесла коррективы в планы погода, зачастую из-за метели двигались по тундре очень медленно.

Сотрудник экспедиционного центра РГО Игорь Абакумов подчеркнул, что подобная операция проводилась впервые, аналогов ей нет в мире.

“Мне не известны случаи перевозки такого характерного груза на такое большое расстояние в условиях зимней тундры: 600 км туда и столько же обратно. Это мероприятие можно назвать уникальным, учитывая, что передвигались мы по сложному рельефу местности. Зимняя дорога по тундре без дорожного покрытия, да замерзшая река, вокруг все заснежено. Ехали в сложных погодных условиях порой при полном отсутствии видимости.

Дудинские парни – надежные, как скалы. Без их огромного опыта работы в таких экстремальных климатических условиях наше мероприятие было бы не осуществимо. И спасибо администрации Таймыра и компании “Норникель”, которые приняли самое деятельное участие, и которым принадлежит огромная роль в эвакуации самолета С-47 “Дуглас”, – сказал Игорь Абакумов.

Прошлым летом на территории Таймыра работала международная экспедиция “Дуглас ждет!”. Работы по эвакуации самолета, который в 1947 году совершил на территории таймырской тундры вынужденную посадку, проводились под руководством экспедиционного центра Русского географического общества по СФО.

Большую финансовую поддержку экспедиции оказала компания “Норникель”. В проведении экспедиции помогала администрация муниципального района, а МП “Таймыр” предоставило баржу для транспортировки разобранных частей самолета по Енисею. Из-за неблагоприятных погодных условий тогда не удалось эвакуировать в Красноярск крылья “Дугласа”.

Самолет С-47 DL (серийный номер №42-32892, заводской номер №9118) был изготовлен в США в феврале 1943 года, 12 марта в рамках ленд-лиза передан в ВВС СССР. На фронт самолет не попал и с апреля 1943 года был оставлен для работы в полярной авиации на севере Красноярского края.

“Дуглас” занимался разведкой льдов в Карском море, входил в состав Чукотской авиагруппы полярной авиации. С 1946 года был передан из полярной авиации в гражданский воздушный флот и, получив обозначение “СССР Л-1204”, находился в составе 26-го транспортного авиационного отряда Красноярского управления ГВО.

Вынужденную посадку на болото “Дуглас” совершил 23 апреля 1947 года во время перелета по маршруту бухта Кожевникова – Дудинка – Красноярск. На борту находились, по разным данным, от 26 до 32 пассажиров и 852 кг багажа. Сначала у самолета отказал один двигатель, а через четыре часа перегрелся и заглох второй.

Через три дня командир, бортмеханик, бортрадист и шесть пассажиров ушли от самолета в надежде выйти к населенному пункту. 11 мая самолет нашли и оставшихся около него людей эвакуировали.

Останки командира воздушного судна Максима Тюрикова были обнаружены только в 1953 году таймырским оленеводом. О судьбе остальных восьми пропавших человек ничего не известно. Из-за невозможности эвакуации в то время, “Дуглас” был списан и оставлен на месте аварии.

Участники прошлогодней экспедиции установили на месте вынужденной посадки самолета памятник с мемориальной доской, повествующей о трагических событиях 70-летней давности.

Фото: пресс-служба администрации Таймыра

29 марта, 2017

Все права защищены © Сетевое издание «Таймырский телеграф», 2020
При полном или частичном цитировании ссылка на «Таймырский телеграф» обязательна. Редакция не несет ответственности за информацию, содержащуюся в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочную информацию.
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77-59649 от 23.10.2014 г. Главный редактор: Литвиненко О. А.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий:
Принять
Политика конфиденциальности