#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – «Атомфлот» стал победителем конкурса на получение субсидии на создание цифровой экосистемы Северного морского пути (СМП). Информация с итогами отбора опубликована на портале предоставления мер финансовой государственной поддержки.
Всего «Атомфлот» получит из федерального бюджета на создание цифровой экосистемы Севморпути 3,8 миллиарда рублей: 897,7 миллиона в 2023 году и 2,9 миллиарда рублей – в 2024-м.
Речь идет о создании комплекса, получившего условное название «ледовый навигатор». Цифровая экосистема включает бортовые автоматизированные информационно-измерительные комплексы на судах в акватории СМП, а также самолетах и вертолетах ледовой разведки.
В реальном времени приборы фиксируют пять параметров ледовой обстановки – сплоченность, торосистость и толщину льда, ширину судоходного канала и скорость схождения его кромок. В общей базе данных эта информация привязана к значениям в момент измерений, что позволяет в динамике анализировать влияние ледовой ситуации на проводку каравана.
Испытания опытного образца комплекса провели на атомном ледоколе «Урал», где установили четыре измерительных блока – два по бортам, один на носу и один на корме. Герметичный термозащитный корпус комплекса обеспечивает работу измерительного блока при температуре до минус 50 градусов.
«Установка выполнена на основе лазера, способного сканировать и проводить измерения при неблагоприятных погодных условиях. Луч выходит из блока бортового измерительного комплекса через оптическое зеленое стекло, излучение – в инфракрасном диапазоне, основная длина волны составляет 903 нанометра», – пояснил заместитель гендиректора по научной работе Центрального научно-исследовательского и проектно-конструкторского института морского флота (ЦНИИМФ) Александр Буянов.
Сейчас по результатам испытаний институт формирует документацию для запуска приборов в серию. Комплексами предполагают оснастить около 30 арктических судов.
В ближайшей перспективе оборудование станет частью цифровой экосистемы Северного морского пути. Система предполагает также полную цифровизацию оформления разрешений на проход судов, мониторинг, диспетчеризацию и управление работой флота.
Ранее в правительстве обсудили планы развития Севморпути на 2023 год. Также «ТТ» рассказывал, почему для судовождения в Арктике важно изучать лед.
Больше новостей читайте на совместном канале «Таймырского телеграфа» и «Северного города» в Telegram.
Денис Кожевников