12+

На финише 2020 года на Талнахской, 78, открылась выставка декоративно-прикладного искусства

20 января 2021, 17:30

В экспозицию «ОНО» вошли «художественные следы» коллекций двух музеев – Царицыно и Норильска.

НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – Продолжаем рассказывать об уникальных предметах из коллекций местных музеев.

«Художественные следы», «молчащие коллекции» – это определения работ декоративно-прикладного искусства второй половины прошлого века, представленных на выставке «ОНО» известного российского искусствоведа Кирилла Светлякова. Он объединил в выставочный проект хранящиеся в фондах музея-заповедника «Царицыно» предметы 1970-х – 1990-х годов, выпадавшие из контекста советской эстетики. «Аккомпанементом» к композициям из стекла, керамики и подобных материалов были выбраны работы из фондов Музея Норильска.

На открытии, два месяца назад, представители двух музеев и куратор проекта много говорили о том, что соединение двух коллекций дало удивительный и даже в чем-то неожиданный результат. По словам заведующей экспозиционно-выставочным отделом музея-заповедника «Царицыно» Виктории Петуховой, каждый предмет в экспозиции работает друг на друга, выявляя оттенки, подчеркивая главное. Об этом же говорила и директор Музея Норильска Наталья Федянина, назвав тандем с высокопрофессиональными коллегами потрясающим.

Экспозиция «ОНО», так успешно объединившая ресурсы двух музеев, будет работать в Норильске еще две с половиной недели, до 7 февраля. Известно, что коллекции из «Царицыно» ждет как минимум еще один серьезный столичный вернисаж. О проекте в Норильске пишут в СМИ, об «ОНО» много рассказывает сам Кирилл Светляков. Конечно, очень важно, что можно, не выезжая из города, побывать на практически совершенной выставке позднесоветского изобразительного искусства. Но, пожалуй, еще важнее увидеть в трансформированной под экспозицию галерее знакомые работы под другим углом зрения. Валерий Костаринов, Геннадий Таран, Ладо Сурмава, супруги Жердевы, Борис Молчанов, Людмила Бачюлене были и остаются гордостью Норильска. На этой выставке они не только «аккомпанируют» своим современникам из других городов, но и делают ее масштабнее и просто интереснее.

Так, Кирилл Светляков отметил, что весь норильский Костаринов – «сплошное ОНО».

Гостья из «Царицыно» Виктория Петухова назвала лучшей работой экспозиции из собрания норильчан гобелен нашего Ладо Сурмавы «Симфония Таймыра» 1986 года рождения.

Заместитель директора Музея Норильска Василий Мороз, много сил вложивший в выставку, назвал ее главными шедеврами две работы из нюков великого Бориса Молчанова: «Пришелец из космоса» и «Легенда озера».

Прозвучало и имя Людмилы Бачюлене-Лемешевой. Композиция из металлопластика, текстиля и кордовой нити «НЛО» датирована 1985 годом.

К этому времени художница уже четыре года не была норильчанкой: в 1981-м она вернулась в Днепропетровск. Из этого города в 1963 году Людмила (еще Лемешева) и приехала на Норильскую студию телевидения. Через десять лет в Доме техники открылась первая персональная выставка педагога детской художественной школы. За год до этого Бачюлене-Лемешева с чеканкой «Быль о Куойке» приняла участие в традиционной городской художественной выставке. Работа о духе чума была так хороша, что ее сразу приобрели для возрожденного историко-производственного музея комбината. Впоследствии композиция по истории, записанной художницей в Усть-Аваме, долгое время украшала входную группу Музея истории освоения и развития НПР на Ленинском, 47.

Объединенные фонды галереи и музея хранят немало меховых мозаик, гобеленов, чеканок Людмилы Бачюлене. В 1970-е ее имя было известно и за пределами Норильска. О ней много писали. Сначала в связи с работой на телевидении, позднее – о творчестве. Так, Анатолий Львов, с которым они вместе работали на Норильской студии телевидения, первым отметил, что полная удовлетворенность от работы к Людмиле Бачюлене пришла после встречи с неожиданным и удивительным искусством тундровиков: «Это похоже на любовь с первого взгляда. Любовь оказалась глубокой и надолго». Доказательством может служить и единственная работа художницы, отобранная в проект «ОНО». Композиция «НЛО» наполнена интригующей дымкой загадочности, которой художница в свое время напиталась во время путешествий по тундре.

В дневниковых записях 1970-х автор писала, что нганасанские сюжеты у нее возникают сами собой, все новые и новые: «Они окружают меня, водят хороводы, и я теряюсь, с какого начать. Не успеваю воплотить один в материале, как три других уже на очереди…»

О старинных латунных часах, трубках из бивня мамонта, бубне последнего нганасанского шамана и других уникальных предметах из местных музеев читайте по тегу «артефакты».

Валентина Вачаева

Фото: Музей Норильска

20 января, 2021

Все права защищены © Сетевое издание «Таймырский телеграф», 2020
При полном или частичном цитировании ссылка на «Таймырский телеграф» обязательна. Редакция не несет ответственности за информацию, содержащуюся в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочную информацию.
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77-59649 от 23.10.2014 г. Главный редактор: Литвиненко О. А.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.
Принять