#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – Люковые – одна из ведущих профессий горного дела. Каждый из ее представителей ежесменно наполняет рудой около 400 вагонеток.
Конкурс прошел на руднике «Скалистый». Спустившись в клети на минус 850-й горизонт, участники и члены конкурсной комиссии пересели на подземный электровоз и прибыли к месту проведения соревнований – к рудоспуску №28. Если на других конкурсах профмастерства состязающиеся имеют дело с некой абстрактной деталью или процессом, то люковым предстояло загружать в реальные вагонетки реальную богатую руду «Скалистого».
Конкурсная комиссия под председательством начальника одного из отделов департамента горного производства Заполярного филиала Владимира Андреева, вооружившись ручками и таблицами, приготовилась проставлять баллы за все этапы. Куратор «Академии наставников», сопредседатель конкурсной комиссии Валерий Макаров пояснил участникам: от них требуется то же, что они делают на своих рабочих местах каждый день. Нужно поставить состав под погрузку, предварительно осмотрев и подготовив рабочее место. При наличии рассыпавшейся руды убрать ее с железнодорожных путей.
Одно из главных слов в лексиконе люковых – «сектор». Так называется крышка люка, которую нужно открыть, чтобы аккуратно насыпать горную массу из рудоспуска в вагонетки. Тут есть свои тонкости, пояснили люковые. Например, большой горкой грузить вагонетку нельзя, она снесет траллею, питающую током электровозы. А на новом, непривычном месте нужно еще и адаптироваться к незнакомому оборудованию.
Участники один за другим наполнили рудой целый состав. На каждого пришлось по две вагонетки. У себя на рудниках за смену они загружают в среднем по 40 партий (составов), рассказали люковые. В каждом составе по десять вагонов, получается 400 вагонов. На каждого люкового приходится несколько рудоспусков.
Конкурс не зря называется конкурсом наставников. О важности преемственности профессии рассказал представитель рудника «Комсомольский» Михаил Сычев:
«У меня был наставник – Виталий Яковлев, в предыдущем конкурсе он занял первое место. Передал мне все, что знал, а я все, что повидал, переношу на своих ребят. У меня тоже были ученики, трое. Считаю, воспитал их достойно, неплохо показывают навыки».
Люковой с «Маяка» Анатолий Мачуга назвал имя своего наставника – Эдуард Рогов: «Хороший учитель. Я и сам обучил профессии двоих».
Оценивая действия участников, конкурсная комиссия в целом осталась довольна.
«Ошибки, безусловно, были, но приятно, что все понимают, знают свои рабочие инструкции по нахождению в шахте. Если по пятибалльной шкале, то на твердую четверку. Двоечников не было», – поделился своими впечатлениями ведущий специалист департамента промышленной безопасности и охраны труда ЗФ, закрепленный за «Скалистым», Андрей Доценко.
Аналогичное мнение высказал другой член жюри – заместитель главного механика «Скалистого» Алексей Машков:
«Я опрашивал людей по знанию своего рабочего места и увидел, что люди знают, что необходимо, чтобы обезопасить его, куда нужно смотреть в первую очередь. Это очень похвально. Во время загрузки вагонов мы увидели, как делать это правильно, согласно паспорту, и как не нужно, что тоже продемонстрировали некоторые участники.
Завершив практическую часть и поднявшись наверх, люковые приступили к сдаче теории. Посчитав по завершении все баллы, комиссия объявила имена победителей. Первое место занял Анатолий Мачуга (рудник «Маяк»), второе – у Александра Ломаева (рудник «Скалистый»), третье – у Михаила Сычева (рудник «Комсомольский»). Все победители получат денежные премии, Анатолий Мачуга станет участником ежегодно проводимого «Норникелем» форума наставников «Признание».
Ранее мы писали о конкурсе ламповщиков, аппаратчиков-гидрометаллургов и о форуме «Признание».
Больше новостей читайте на совместном канале «Таймырского телеграфа» и «Северного города» в Telegram.
Татьяна Рычкова
Фото: Николай Щипко