12+

Новосибирские авиареставраторы приступили к восстановлению «Дугласа»

29 декабря 2021, 11:30

Легендарный самолет пролежал в таймырской тундре почти семь десятилетий.

#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – Американский военно-транспортный борт, потерпевший крушение на Таймыре в 1947 году, после реставрации станет центральным экспонатом будущего парка-музея освоения Севера на острове Молокова в Красноярске.

Самолет С-47 «Дуглас», он же «Борт Тюрикова», был эвакуирован из таймырской тундры в Красноярск в 2016–2017 годах экспедицией краевого отделения Русского географического общества. В краевой столице самолет частично реставрировали. Для полного восстановления артефакта в середине декабря 2021-го самолет отправили в Новосибирск на аэродром Мочище, где располагается компания «Геликоптер», профессионально занимающаяся восстановлением раритетной авиатехники.

По информации реставраторов, на восстановление «Дугласа» потребуется около двух лет. Особенно сложной будет работа с носовой частью машины. Как известно, борт, попавший в снежный заряд, приземлился на нос и был смят от удара. Замену утраченным деталям новосибирцам помогут найти компаньоны из США. Компания в штате Висконсин до сих пор приобретает и использует эти самолеты. Ее представитель пообещал приобрести на запчасти две крылатые машины и уже весной доставить их в Новосибирск. Американской авиастроительной компании «Дуглас» в 2021-м исполнилось бы сто лет, если бы она не была упразднена еще в 1967 году.

Дата выпуска «Дугласа С-47», найденного на Таймыре, – февраль 1943 года. Это один из восьми тысяч американских самолетов, переданных СССР по ленд-лизу. На фронт борт не попал, а был оставлен для работы в полярной авиации на севере Красноярского края. «Дуглас» занимался разведкой льдов в Карском море, входил в состав Чукотской авиагруппы полярной авиации. В составе 26-го транспортного авиационного отряда Красноярского управления ГВО был передан в 1946-м как «СССР Л-1204».

23 апреля 1947 года во время рейса из бухты Кожевникова в Красноярск у самолета отказали оба мотора. Командир экипажа был вынужден совершить посадку. На борту воздушного судна находились 26 пассажиров, 852 килограмма багажа и четыре члена экипажа: командир Максим Тюриков, второй пилот Сергей Аношко, бортмеханик Виктор Пискарев и радист Алексей Смирнов.

Через три дня командир, бортмеханик, радист и шесть пассажиров отправились с места аварии в поисках населенного пункта и пропали. Самолет и оставшихся около него людей нашли и эвакуировали 11 мая. Останки командира были обнаружены случайно только в 1953 году. Остальные до сих пор считаются без вести пропавшими. Списанный «Дуглас» пролежал в 180 километрах от Волочанки почти 70 лет. Но до сих пор на его корпусе можно различить две звезды: белую на самолет нанесли при выпуске в Америке, красную дорисовали в Советском Союзе.

На перегородке сохранился текст, который химическим карандашом написал командир: «Я – борт Тюрикова. На борту 3 детей, 5 женщин. 22 апреля в 00:30 взяли курс на Красноярск. В 5:30 вынужденная посадка, жертв нет».

Читается и дописанная кем-то надпись от 11 мая: «Мы спасены». Участникам экспедиции пятилетней давности повезло обнаружить целый ряд артефактов, представляющих исторический интерес. Американская радиоаппаратура, специальные печи для разогрева двигателей самолетов, банки от тушенки, поставляемой по ленд-лизу в СССР в годы Великой Отечественной войны – все эти находки после реставрации самолета тоже станут экспонатами будущего музея в Красноярске. Парка-музея освоения Севера на острове, названном в честь полярного летчика Василия Молокова.

Ранее «Таймырский телеграф» сообщал о продаже субсидированных билетов NordStar.

Подписывайтесь на нас в Telegram, Instagram и Facebook.

Варвара Сосновская

Фото: Красноярского краевого отделения РГО

29 декабря, 2021

Все права защищены © Сетевое издание «Таймырский телеграф», 2020
При полном или частичном цитировании ссылка на «Таймырский телеграф» обязательна. Редакция не несет ответственности за информацию, содержащуюся в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочную информацию.
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77-59649 от 23.10.2014 г. Главный редактор: Литвиненко О. А.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.
Принять
Политика конфиденциальности