#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – Строительство узкоколейной железной дороги «Валёк» – Нулевой пикет началось в августе-сентябре 1935 года.
Изыскание и проектирование этого отрезка длиной всего 14 километров, а также будущей железной дороги Дудинка – Норильск вел московский «Промтранспроект». Строили первую узкоколейку заключенные лагпункта «Валёк».
«Валёк» тогда рассматривали как главный причал, куда через Енисей, Карское море, реку Пясину и озеро Пясино должны были прибывать норильские грузы. Первый в норильской истории состав как раз вез продовольствие и стройматериалы с того самого пясинского каравана.
Весь локомотивный парк состоял на тот момент лишь из двух паровозов серии С-159 № 138 и № 139, тоже пришедших в Норильск пясинским путем. В зимних условиях они не могли везти больше пяти платформ, потому для большей мощности первый состав вели сразу оба локомотива.
А вот следующим паровозам, прибывшим в Норильск, не повезло: караван с «техническим перевооружением локомотивной тяги» – семью узкоколейными паровозами типа 157 – в навигацию 1936 года замерз во льдах озера Пясино.
Один из локомотивов уже зимой погрузили на сани, сбитые из бревен, и в апреле 1937 года он прибыл к пристани «Валёк». Этот более мощный и тяжелый локомотив впоследствии работал на линии Норильск – Дудинка.
Водный путь по озеру Пясино не оправдал себя. И вся логистика сосредоточилась на единственном пути – через Дудинку.
Первая ветка «Валёк – Норильск» проработала чуть больше десяти лет. В 1947 году её разобрали, а по полотну проложили автодорогу.
В прошлом выпуске фотопроекта «Автографы истории» мы рассказывали о том, как норильские магазины получали свои названия.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Instagram и Facebook.
Светлана Самохина
Фото: архив Заполярного филиала «Норникеля»