12+

Первый паровоз пошел по норильской земле в 1936 году

13 октября 2021, 22:25

Узкоколейка соединила Норильск с пристанью на «Вальке».

#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – Строительство узкоколейной железной дороги «Валёк» – Нулевой пикет началось в августе-сентябре 1935 года.

Изыскание и проектирование этого отрезка длиной всего 14 километров, а также будущей железной дороги Дудинка – Норильск вел московский «Промтранспроект». Строили первую узкоколейку заключенные лагпункта «Валёк».

Первая станция узкоколейной железной дороги Дудинка – Норильск, 1937 год

«Валёк» тогда рассматривали как главный причал, куда через Енисей, Карское море, реку Пясину и озеро Пясино должны были прибывать норильские грузы. Первый в норильской истории состав как раз вез продовольствие и стройматериалы с того самого пясинского каравана.

Поезд с лесом, 1940-е годы

Весь локомотивный парк состоял на тот момент лишь из двух паровозов серии С-159 № 138 и № 139, тоже пришедших в Норильск пясинским путем. В зимних условиях они не могли везти больше пяти платформ, потому для большей мощности первый состав вели сразу оба локомотива.

А вот следующим паровозам, прибывшим в Норильск, не повезло: караван с «техническим перевооружением локомотивной тяги» – семью узкоколейными паровозами типа 157 – в навигацию 1936 года замерз во льдах озера Пясино.

Один из локомотивов уже зимой погрузили на сани, сбитые из бревен, и в апреле 1937 года он прибыл к пристани «Валёк». Этот более мощный и тяжелый локомотив впоследствии работал на линии Норильск – Дудинка.

Водный путь по озеру Пясино не оправдал себя. И вся логистика сосредоточилась на единственном пути – через Дудинку.

Первая ветка «Валёк – Норильск» проработала чуть больше десяти лет. В 1947 году её разобрали, а по полотну проложили автодорогу.

В прошлом выпуске фотопроекта «Автографы истории» мы рассказывали о том, как норильские магазины получали свои названия.

Подписывайтесь на нас в Telegram, Instagram и Facebook.

Светлана Самохина

Фото: архив Заполярного филиала «Норникеля»

13 октября, 2021

Все права защищены © Сетевое издание «Таймырский телеграф», 2020-2023. 12+
При полном или частичном цитировании ссылка на «Таймырский телеграф» обязательна. Редакция не несет ответственности за информацию, содержащуюся в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочную информацию.
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77-59649 от 23.10.2014 г. Главный редактор: Любимая П. Ю.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий:
Принять
Политика конфиденциальности