#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – Ученые СФУ приступили к выполнению научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы по снижению снеговых заносов автомобильной дороги Норильск – Алыкель. Соответствующий договор между муниципалитетом и ведущим сибирским вузом заключили в июле.
Проект «Дорога ветров» подразумевает создание системы ветровых конструкций, которые помогут существенно снизить заносы на дороге, ведущей в аэропорт. Для этого экспертам предстоит определить наиболее проблемные участки дороги Норильск – Алыкель, где вероятность образования снеговых заносов наиболее высока.
После обследования прилегающей местности и рельефа этих участков, установления преимущественного направления и силы ветра, снеговой нагрузки ученые определят наиболее перспективные снегонаправляющие конструкции из тех, что сегодня применяют как в нашей стране, так и во всем мире.
«Для Норильска характерна довольно высокая скорость ветра и снежная зима. Снегопад в Норильске и его окрестностях превращается в настоящую стихию, способную парализовать работу транспорта и предприятий. Конечно, это наносит существенный экономический ущерб, создает массу трудностей для местных жителей, – отмечает руководитель работ по проекту «Дорога ветров», глава Департамента комплексного изучения Арктики СФУ, кандидат экономических наук и руководитель проектного направления Института Севера и Арктики Юрий Захаринский. – На основе результатов численного и физического моделирования мы сформируем требования к конструкциям и материалам, которые обеспечат механическую прочность в условиях больших ветровых нагрузок при крайне низких температурах».
Как пояснил руководитель проекта, работать над поставленной задачей будут сотрудники пяти институтов Сибирского федерального университета (экологии и географии, инженерно-строительного, нефти и газа, горного дела, геологии и геотехнологий, физики и радиоэлектроники). На проведение необходимых исследований и подготовку экспертного заключения понадобится полтора года.
Но почему возникла необходимость пересмотра традиционных способов снегоборьбы, предложенных и применяемых в Норильске уже больше полувека?
«Климат в арктической зоне за последние 50 лет значительно изменился. В связи с тем, что роза ветров, как и сила ветра, претерпела в районе Норильска значительные изменения, снегозащитные устройства, которые начали устанавливать еще в 1940-х годах прошлого века, не справляются со своей задачей, что вполне понятно – места их установки и технические характеристики были рассчитаны на другие условия, – считает ответственный исполнитель проекта, кандидат географических наук и директор Института экологии и географии Руслан Шарафутдинов.
Ученым необходимо заново взглянуть, казалось бы, на решенную задачу. Как отмечают сами эксперты, справляться со снеговыми заносами в XXI веке можно намного эффективнее.
«Сегодня в руках ученых появился мощный инструмент для изучения аэродинамики – вычислительная механика сплошных сред (CFD), которая широко используется для оптимизации аэродинамических характеристик различных конструкций, зданий и сооружений. В рамках проекта «Дорога ветров» c помощью методов вычислительной аэродинамики будет разработана детальная математическая модель образования снежных заносов на участках автомобильной дороги Норильск – Кайеркан – Алыкель. С помощью данной математической модели на новом уровне удастся подойти к решению этой проблемы. В результате расчетных исследований разработают наиболее эффективные ветровые и снегозадерживающие конструкции», – отмечает ответственный исполнитель проекта, кандидат физико-математических наук и заместитель директора по науке Института нефти и газа Андрей Минаков.
«Пред конструкторами стоит задача – разработать изделия, срок эксплуатации которых позволит обеспечивать безопасность дороги не менее чем до 2050 года. В такой постановке задача решается впервые и не имеет аналогов в мире. Поэтому каждое решение перед его воплощением пройдет комплекс испытаний, чтобы получить знания о критических воздействиях», – говорит ответственный исполнитель проекта, доктор технических наук и заместитель директора по научной работе Инженерно-строительного института Сергей Амельчугов.
Юрий Захаринский подчеркнул, что проблема борьбы со снеговыми заносами актуальна не только для Норильска, но и для других северных территорий края, арктических регионов России. Существуют аналогичные трудности и в Скандинавии, и в Аляске, и в Канаде.
«Мы предложим комплекс мероприятий, обеспечивающих защиту участков дороги, – отметил руководитель проекта «Дорога ветров». – Ученые, специалисты, дорожники северных регионов России следят за нашими работами и желают Сибирскому федеральному университету только положительного результата».
Виктор Царев
Фото: Николай Щипко и архив Заполярного филиала «Норникеля»