#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – Специалисты Музея Норильска при содействии представителей международной организации «Люди IN» организовали для северян тренинг «Диалог в темноте».
Занятие требовало двухчасового погружения в полную неизвестность. Тренинг посетили более 60 норильчан, готовых работать с инклюзивной средой.
Диалог с новой реальностью
«Нас завели в кромешную темноту и предложили вслепую рассаживаться, знакомиться, выполнять интересные и непростые задания, – делится впечатлениями Мария, одна из участниц тренинга. – В нашей команде было семь человек. Как потом выяснилось, одна из нас была слепа от рождения, но мы поняли это только через час общей работы, настолько оказались в единых условиях».
На первом тесте каждому раздали детали пирамиды-радуги: кому-то один фрагмент, кому-то два. Надо было по размеру вложить одну деталь в другую, равномерно выстроить фигуру.
«Цвета мы не видели, трогать деталь соседа возбранялось. Требовалось определить очередность деталей, но вначале узнать размеры каждой. Но как измерить предмет, чтобы сравнить с другими: аршинами, локтями, ладонями, мизинцами?»
Маша рассказывает, что в ход пошли «примерные 10 сантиметров, от большого до указательного пальца», потом принцип «сколько кулаков можно уложить от края до края радуги». Группа на ходу изобретала свою систему мер.
«Когда включили свет, кто-то сказал: «Вот оно, счастье». А наша слепая добавила: «Это правда». Рядом на столе лежала кривая радуга, конструкция напоминала построенную годовалым ребенком башенку: мы не справились с заданием. Но внутри поселилось невероятно теплое, щемящее ощущение. Спасибо за этот во всех смыслах трогательный опыт».
По мнению другого участника музейного занятия, Виталия, «курсантам» для работы в темноте понадобились выносливость, умение адаптироваться и слышать друг друга, внимательность:
«Мозг включает особый режим: запоминать, анализировать информацию, принимать решения, улавливать нюансы и коммуницировать с соседом или командой. Все это совсем не так, как в обычной жизни, ты как будто прокачиваешь еще неведомое тебе измерение».
Темнота как инструмент обучения
Мастер-классы в Норильске курировал бизнес-тренер международного проекта «Диалог в темноте» Евгений Арнапольский. Его команда приехала по приглашению Музея Норильска и лично его директора Натальи Федяниной.
Евгений возглавляет отдел социокультурных проектов и программ в государственном музее – культурном центре «Интеграция» имени Николая Островского.
Для «Диалогов в темноте» в центре оборудовали специальное темное пространство, там и происходит работа с участниками тренингов, сотрудниками коммерческих фирм и организаций.
«Из девяти сотрудников в моем отделе восемь являются инвалидами по зрению. Темнота – это инструмент, его часто используют для обучения корпоративных клиентов в тренингах на командообразование, лидерство, действия в условиях кризиса. В вашем случае инструмент использовался как социальный механизм», – говорит Евгений.
Занятие состояло из нескольких модулей, в каждом были упражнения, помогающие невероятным образом «добыть» опыт взаимодействия с людьми при помощи всех органов чувств, кроме зрения.
Нестандартная и неопределенная ситуация – в данном случае темнота – ведет к тому, что люди довольно быстро сплачиваются, начинают иначе друг друга слышать, ценить поддержку, в буквальном смысле плечо. Словосочетание «чувство локтя» тоже зазвучало по-другому.
Первая ласточка – домик Урванцева
Музей Норильска и местное отделение Всероссийского общества слепых реализуют специальный проект «Свет в окне. Первая инклюзивная экспозиция в Первом доме Норильска».
По словам Натальи Федяниной, провести мастер-классы музею помог выигранный им федеральный грант благотворительного фонда «Свет». Музейная инициатива по созданию комфортной, доступной и гостеприимной среды для незрячих и слабовидящих людей победила во всероссийском конкурсе «Без исключения».
«Собираемся адаптировать наше пространство для особых людей, – отмечает Наталья. – Самим придумать, что бы такого сделать для людей с проблемами по зрению, было бы неправильно. Теперь, получив массу советов от профи столь серьезного коллектива, готовим проект «Свет в окне». Первая инклюзивная экспозиция расположится в Первом доме музея. Он сам по себе дает много информации: запах и фактура дерева, оленьи шкуры, чай в самоваре на резном столе».
Музейные экспонаты – сплошь визуальная информация, так что незрячие для музейщиков – самая сложная аудитория. Возможно ли предложить музейный продукт такой категории? Оказывается, да. Свой коллектив – от экскурсоводов до смотрителей – благодаря гранту здесь уже обучили взаимодействовать с незрячими.
«Так что это не разовая история, – уверена Наталья Федянина, – домик Урванцева должен стать домом и для этих людей, внутри им должно быть комфортно. Цель всего проекта – стереть границы между людьми с инвалидностью и людьми без инвалидности».
А чтобы эта тема стала заметной в городе, музей поделился тренингом с другими. Занятия посетили несколько групп.
«Мы позвали людей, которые в теории или на практике имеют дело с инклюзивной средой. Это и коллеги из учреждений культуры, и руководители местных общественных организаций, где возможно применить принципы программы доступной среды, и журналисты, и волонтеры. Оказаться здесь было не праздным желанием участников. Музей собрал тех, кто сможет так или иначе применить этот особый опыт», – рассказала Наталья.
«Неудобные» вопросы слепому
При свете хотелось говорить уже не только о том, как эффективно коммуницировать. У участников тренинга, на своей шкуре ощутивших жизнь в темноте, появились другие вопросы к незрячим и слабовидящим. Например, как они готовят, смотрят кино, выбирают одежду в магазинах или на маркетплейсах, что корректно предлагать им при входе в общественные пространства или на лестнице, как поддержать – взять за всю руку или только за запястье, как донести информацию – через голосовое сообщение, тактильное или цифровое, когда программа гаджета считывает штрих-код. Участникам показали, как незрячие пишут, читают, с помощью каких ресурсов получают информацию и образование.
«Все эти современные штуки доступны более молодым людям, – посетовала председатель общества слепых в Норильске Зоя Коуба. – Тренеры из Москвы лихо справляются со смартфонами и специальными программами для незрячих, которые там установлены. Ребята образованны и привыкли взаимодействовать с техникой с детства. У нас же в сообществе большая часть – пожилые люди и с гаджетами почти не дружат».
По ее словам, незрячих в Норильске много, но не все они состоят в добровольной организации.
Анастасия, сотрудник библиотеки, осталась в восторге от тренинга. Говорит, что полезно узнать через такие практики что-то новое о себе и о других и что ей хотелось бы еще тренингов с информацией о том, как вести себя с глухими, с колясочниками и другими категориями инвалидов:
«Важно их ни в коем случае не обидеть, не повести себя некорректно. Теперь, если увижу незрячего, буду готова к общению с ним. Знаю, как подойти и сказать: проходи, добрый человек, здесь ты в безопасности, мы рядом».
В финале состоялся блиц-диалог участников и гостей. Некоторые ответы визуализировались. Например, тренер Евгения, показывая, как слепые обращаются с тростью или опираются на другого человека, пригласила одну из коллег по команде. Вместе они прошлись под руку так, как это удобнее слепому в сопровождении зрячего. А на вопрос, что лучше всего получается у незрячих, она, почти не задумываясь, ответила: «Доверять».
Ранее Первый дом Норильска отметил 100-летие, к этой дате в 2021 году «Почта России» выпустила конверты с изображением дома. Также «ТТ» сообщал о музейной выставке ретроспективной фотографии «Норильчане и Норильск».
Больше новостей читайте на совместном канале «Таймырского телеграфа» и «Северного города» в Telegram.
Марина Хорошевская
Фото: Екатерина Вышинская / Музей Норильска