#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – Проект «Дорога ветров» подразумевает создание системы ветровых конструкций, которые будут размещены на трассе Норильск – Алыкель. Работать над поставленной задачей будут сотрудники пяти институтов Сибирского федерального университета (экологии и географии, инженерно-строительного, нефти и газа, горного дела, геологии и геотехнологий, физики и радиоэлектроники). На проведение необходимых исследований и подготовку технологических решений понадобится полтора года.
Вчера ученые Сибирского федерального университета обследовали автодорогу Норильск – Алыкель, а именно проблемные участки трассы, оценили их протяженность и особенности. Предварительно выявили пять проблемных отрезков дорожного полотна общей протяженностью более пяти километров, длина самого большого участка – три километра.
В Агентстве развития Норильска состоялось обсуждение полученных результатов с участием специалистов предприятия «Норильскавтодор» и управления автомобильных дорог и снегоборьбы ЦАТК.
«Сегодня мы осмотрели проблемные участки. Выявлены пять, которым нужно особое внимание, – отметил руководитель работ по проекту «Дорога ветров», глава Департамента комплексного изучения Арктики СФУ, кандидат экономических наук и руководитель проектного направления Института Севера и Арктики Юрий Захаринский. – Что касается проектируемых инженерных сооружений, в том числе и щитов, они будут сделаны из современных материалов на основе компьютерного моделирования».
Первые щиты в Норильске были установлены в 40-х годах прошлого века. Но с течением лет изменились технологические условия, скорость ветра, его направление.
«Сегодня у нас больше технических возможностей, есть современные технологии, мировой опыт. Нужно его использовать, чтобы сделать жизнь в Норильске лучше», – отметил Юрий Захаринский.
Ученым предстоит провести большой объем научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы Необходимо обследовать не только дорогу, но и участки местности, прилегающие к ней. Установить особенности рельефа, преимущественные направление и силу ветра, снеговые нагрузки в течение всего зимнего периода. Будут выбраны наиболее перспективные снегонаправляющие конструкции: либо щиты, либо сложные технические сооружения, – определены места их установки. Также будет разработано техническое задание на проектирование.
«В этом проекте у нас обоюдная заинтересованность, – отметила заместитель главы города по району Кайеркан Елена Недбайло. – Ученые смогут реализовать свои научные замыслы, а нам удастся решить насущный вопрос закрытой дороги, с которым мы все не раз сталкивались. Я уверена, что свою задачу наши партнеры выполнят, потому что у них уже есть и необходимые наработки, и понимание, в каком направлении двигаться».
В период реализации проекта будут проведены дополнительные необходимые исследования.
«Итогом работы станет определение наиболее эффективных конструкций и мест их установки. Будут разработаны рекомендации по снижению снеговых заносов автомобильной дороги Норильск – Алыкель. Сибирский федеральный университет готов выполнить и проектные работы с их последующим научным сопровождением», – резюмировал Юрий Захаринский.
Екатерина Максимова, Евгений Жуков