12+

«Устал от самого себя»: в Норильске прошла премьера «Дон Жуана»

31 января 2023, 16:35

Премьерой января в заполярной «Маяковке» стала постановка Романа Габриа.

#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – По-прежнему «высокая комедия» Жана-Батиста Мольера, поставленная в Норильске, – это не о быте, а об основах бытия. Старая как мир история о развратнике и сердцееде у режиссера из Питера Романа Габриа получилась отчасти психоделической.

Сценическую редакцию текста постановщик осуществил сам. Стилистика послевоенного неореализма показалась Габриа наиболее приемлемой: он увел действие из барочного сюжета и перенес его в Сицилию второй половины прошлого века. В итоге костюмы, антураж, весь ассоциативный ряд сплелись с итальянским кинематографом: Роберто Росселлини – Лукино Висконти – Витторио де Сика – Микеланджело Антониони.

Роман Габриа

Режиссер сделал спектакль наподобие кино – это продиктовало и способы театрального монтажа, и особое поведение артистов.

Любимый норильчанами Роман Лесик играет человека, уставшего от своего донжуанства.

Актер предстает в новом амплуа и справляется с задачей режиссера, выкладываясь на все сто. Дон Жуан в его исполнении – все тот же гуляка, циник и лицемер, каким задумал его Мольер, но запутавшийся, сложный, с детскими травмами и незакрытыми гештальтами, как сейчас говорят.

«Два года назад на «Полярке» я встретил в норильском театре артиста, которого давно ждал для этой роли, у которого, как мне показалось, есть весь набор качеств Дон Жуана сегодняшнего дня, – объясняет свой выбор режиссер. – Как образ мировой литературы или музыки герой известен каждому, но у меня он устал от обвинений, от своих похождений, устал сам от себя».

Герой у Габриа больше рефлексирует на тему собственной души, чем занимается преследованием женщин. Как легенда, образ и миф он весьма «препарирован». Режиссер пытается буквально залезть к нему в голову, чтобы понять мотивы, логику и абсурдность его поступков, понять, что им движет, что мучает. При этом Дож Жуан не был бы собой, если бы не проповедовал, что «лицемерие – модный порок, а все модные пороки идут за добродетель».

Спектакль решен оригинально, не по-бытовому. Зритель находится как бы внутри сознания Дон Жуана. На сцене минимум декораций, центральной композицией является огромный крутящийся арт-объект в стиле конструктивизма серого цвета с прожилками: то ли камень, то ли куб, то ли многоэтажка, то ли гигантская черепная коробка с прорезями. Именно оттуда возникают – «происходят» – персонажи, события, картины из личной или уличной жизни, а еще страхи, мысли и видения самого героя.

У такой сценографии тоже есть объяснение, трактовка.

«Дон Жуан копается в собственной душе. Куб символизирует формулу его сознания бытия, что «дважды два всегда четыре». Четырехугольный куб – это он сам. Герой бродит внутри себя и совершает «раскопки», открытия», – говорит Роман Габриа.

Некоторые «бродилки» явно доставляют Дон Жуану боль: сцены встреч с отцом, доном Луисом, происходят явно не наяву, иначе они не были бы столь абсурдными, комичными и драматичными одновременно. Роль истеричного и, мягко выражаясь, странного папаши играет Николай Качура. Есть большая вероятность, что эта нелинейная история с психоанализом и массой актерских трюков не сможет оставить равнодушными ни зрителей, ни критиков.

Николай Качура

Не менее ярко преподнесены и другие персонажи, которым приходится по-своему страдать от Дон Жуана: его слуга Сганарель (совершенно обаятельный и цельный образ получился у Александра Петряева) и жена героя Эльвира (роль буквально пропела и прогоревала Евгения Камбалина, острохарактерная и талантливая актриса). Свои образы «хрустально пронесли» Марина Журило (Шарлотта) и Евгений Нестеров (Пьеро). Точны и комичны Александр Носырев и Павел Авдеев (дон Карлос и дон Алонсо). Создали атмосферу и придали особой энергии женские образы в исполнении Елены Доновой (Матюрина) и других молодых актрис («мечта Дон Жуана» и ее свита).

Артисты вписаны внутрь сценографического решения, как в картину. Выразительных средств Габриа явно не пожалел, и все они высококлассно воссоздают мир героя.

Александр Петряев

«Осваивалось все непросто, – признается режиссер. – Вместе со мной над спектаклем работала моя команда, группа из петербургского театра «Мастерская». Художник Николай Слободянник придумал это интересное пространство. Музыкальную партитуру и пластические картины создал Илья Корецкий (артист и постановщик «Мастерской»), световые картины – от заведующего осветительным цехом театра, художника по свету Максима Ахрамеева. Художник по костюмам – Елена Жукова».

Ранее мы рассказали о норильских премьерах этого театрального сезона: сценической версии Михаила Бартенева по шекспировской комедии «Двенадцатая ночь, или Что угодно» и спектакле Владимира Золотаря «Горе от ума» по Грибоедову.

Больше новостей читайте на совместном канале «Таймырского телеграфа» и «Северного города» в Telegram.

Марина Хорошевская

Фото: Николай Щипко

31 января, 2023

Все права защищены © Сетевое издание «Таймырский телеграф», 2020-2023. 12+
При полном или частичном цитировании ссылка на «Таймырский телеграф» обязательна. Редакция не несет ответственности за информацию, содержащуюся в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочную информацию.
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77-59649 от 23.10.2014 г. Главный редактор: Любимая П. Ю.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий:
Принять
Политика конфиденциальности