#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – Продолжаем публикацию снимков разных лет, хранящихся в фотоархиве Заполярного филиала «Норникеля».
В конце 1950-х годов на государственном уровне началась борьба с так называемыми архитектурными излишествами – строители должны были взять упор на массовое, дешевое, доступное, но, увы, однотипное жилье.

«Начиная с 1958 года в жилых домах, строящихся как в городах, так и в сельской местности, предусмотреть экономичные благоустроенные квартиры для заселения одной семьей. Строительство осуществлять по типовым проектам», – постановил ЦК КПСС.
Это решение отменило авторский подход к архитектуре и дало старт эпохе хрущевок.

Норильска это коснулось самым прямым образом. «Рубикон» прошел в районе Советской улицы. В 1958-м были сданы последние сталинки с самой непритязательной отделкой – Ленинский проспект, 26, улица Кирова, 25 и 29. И следующие 15 лет Норильск застраивали одинаковыми хрущевками – сначала кирпичными, а вскоре и панельными.

Такой утилитарный подход к архитектуре сильно обезличивал городскую застройку, но ускорял время строительства.

Применение типовых проектов давало возможность сократить срок возведения каждого здания с 10–12 до пяти-шести месяцев, а иногда до четырех-пяти.

Был и другой, очень существенный плюс. Норильчане могли наконец переехать из балков, бараков и коммуналок хоть и в маленькую, но отдельную квартиру.

В 1958 году городская газета так расписывала преимущества будущего жилья:
«А какими будут наши квартиры! Через два-три года большинство норильчан забудет, как когда-то один коридор и одну кухню делили три-четыре семьи. Каждая семья получит свою благоустроенную квартиру. Не придется вытаскивать за окно бочку с капустой – она вместится в просторном выносном холодильнике. В кухнях будет все, о чем только может мечтать хозяйка: встроенная мебель, шкафы, полочки, мойки».

Последние хрущевки в Норильске построили в 1974 году: на Павлова, 22 и 23, и Анисимова, 5. Это были практически последние в Норильске пятиэтажки. После этого в городе возводили только девяти- и двенадцатиэтажное жилье.

В прошлом выпуске фотопроекта «Автографы истории» мы рассказывали, почему инфекционный корпус больничного городка в Норильске строили с учетом южного ветра.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Instagram и Facebook.
Светлана Самохина
Фото: архив Заполярного филиала «Норникеля»