#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – В Арктике нужен единый центр управления ледоколами. Такое мнение высказал начальник штаба морских операций – заместитель директора по судоходству ФГУП «Атомфлот» Владимир Арутюнян на IX Международном форуме «Арктические проекты сегодня и завтра» в Архангельске. Ни у кого не вызывает сомнения, что оно родилось в результате сложившейся в конце ноября кризисной ситуации с проводкой судов в восточной части Севморпути, где на Певекском направлении во льдах встал целый флот.
Последние суда, нуждавшиеся в срочной ледокольной проводке, из акватории Севморпути вывели в первых числах декабря. На заключительном этапе ликвидации кризиса атомоходы «Вайгач» и «Таймыр» осуществили весьма сложную операцию – провели караван, в состав которого на пике входили восемь судов. Для такого времени года и ледовых условий событие беспрецедентное. Тем более это были суда разных типов, энерговооруженности и размерностей.
«Певекский кризис» обнажил ряд застарелых проблем, в частности, с управлением Северным морским путем, северным завозом и субъектами Арктической зоны, а главное – с согласованием планов и действий всех арктических игроков.
Моряки считают, что коллеги из «Атомфлота» проделали огромную и напряженную работу. Ситуация в восточной части СМП стала серьезным вызовом, на который дали адекватный ответ. Ледокольщики говорят, что «чей-то героизм – это всегда следствие чьей-то безалаберности». В федеральном центре задумались, как избежать подобных ситуаций в дальнейшем.
«Наверное, будут серьезные шаги в этом плане в следующем году, – сказал в Архангельске начальник штаба морских операций – заместитель директора по судоходству ФГУП «Атомфлот» Владимир Арутюнян. – Как начальник штаба, занимаясь постоянно оперативной работой, страдаю от того, что ледокол стоит рядом с судном, которое ждет другой ледокол. Это неправильно, коммерчески неэффективно. Пока нас не услышали. Но думаю, все участники процесса нас поддержат в том, что единый центр должен быть однозначно. Потому что мы сейчас вывели восемь судов, которые неожиданно оказались в акватории Северного морского пути, не понимая, какие условия там, есть ли ограничения для плавания».
Как уже писал «Таймырский телеграф», генеральный директор «Атомфлота» Мустафа Кашка уверен, что эта операция войдет в историю судоходства в акватории Севморпути.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Instagram и Facebook.
Денис Кожевников
Фото: автор