#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – Режиссер Яков Ломкин считает первую встречу со зрителем, на взгляд которого спектакль абсолютно готов, только началом работы. Уже сегодня на премьере все будет немножко другим: «докрученным, ритмически уплотненным в середине второго акта».
«Мы еще в начале пути, – сообщил после прогона режиссер. – Сегодня я услышал реакцию зрителей (репетиция была открытой. – Авт.), увидел, что работает или не работает… Дальше спектакль будет набирать от зрительских эмоций, и у меня нет никаких сомнений, что все наши находки разовьются и приумножатся. Это важно для жанра. При всей глубине, присутствующей в романе Ильфа и Петрова «Золотой теленок» и сохраненной автором инсценировки Андреем Ивановым, в нем есть и яркий, бурлесковый Бендер-карнавал. Пока мы его только осваиваем. Когда спектакль окончательно раздышится, то случится феерия».
Присутствовавшие на генеральной репетиции сценограф Акинф Белов и хореограф Алина Михайлова уже довольны результатом. С этой командой (плюс художник по костюмам Александра Борк и композитор Ричардас Норвила) Яков Ломкин поставил не один спектакль, в том числе и «Двенадцать стульев» в Ижевской драме, где три года занимает должность главного режиссера.
Акинф Белов рассказал, что испытывает удовлетворение на всех спектаклях Ломкина: «Сценография норильской постановки продиктована пьесой и решением, которое предложил Яков Сергеевич. Очень интересным. В частности, ход с допросом Бендера на румынской таможне позволяет не цитировать впрямую весь роман. Если цитировать, то не войдешь ни в один формат… Мне кажется, что здесь мы учли сложности, возникавшие у нас в процессе работы над ижевскими «Двенадцатью стульями».
Легкое, постоянно трансформирующееся пространство сцены, световое решение спектакля, по словам хореографа Алины Михайловой, продиктовало удобную для артистов хореографию:
«Она выстроена на движениях, соединяющих персонаж и природу актера во имя гармоничного существования на сцене так называемого группового тела. Все актеры, занятые в спектакле, пластически талантливы, с большой, интересной палитрой».
Любимый композитор режиссера Ричардас Норвилла, по словам Алины Михайловой, писал музыку к «Теленку…», основываясь на портретах артистов, занятых в постановке.
Для просто зрителей читается прежде всего красивая и энергичная эстрада, сам композитор сравнивает ее с тарелкой, на которой разложены заморские фрукты.
Допремьерная публика долго аплодировала режиссеру, его постановочной команде и потрясающему актерскому ансамблю норильской «Бендериады».
Любимые актеры в ярком, озорном, ироничном трагифарсе, придуманном и воплощенном Яковом Ломкиным, воспринимались как-то по-новому. Возможно, элемент новизны в атмосферу спектакля добавили недавно пополнившие труппу артисты Александр Герасимчев, он же Остап-Сулейман-Берта-Мария-Бендер-бей, Анастасия Черкасова в роли Зоси Синицкой, Валерий Хамин – румынский пограничник. Но не только.
Заслуженный артист России Сергей Ребрий в роли зрелого Остапа, Бендера-Задунайского, рассказывающий историю охоты за миллионом Корейко, не похож ни на одного из своих великих кинопредшественников. Именно с ним связаны мощные зрительские потрясения, и создается впечатление, что спектакль ставился на этого артиста. Но ансамбль означает согласованность, единство частей, образующих что-либо целое, а это значит, что под стать первому артисту все исполнители. И Степан Мамойкин в роли миллионера Корейко. И водитель «Антилопы-Гну» немногословный Адам Козлевич в мастерском исполнении Романа Лесика. И дуэт детей лейтенанта Шмидта: Шура Балаганов – Александр Носырев и несчастный Паниковский – Александр Глушков.
Очень похоже, что «Бендериада» в Норильской драме еще долго будет командовать парадом…
Валентина Вачаева, Александр Харитонов