12+

Выставку из Русского музея будут экспонировать в Норильске до осени

29 апреля 2021, 13:25

Первые посетители вернисажа планируют не раз вернуться на Талнахскую, 78.

#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – Выставку живописи из Русского музея «Строители новой жизни» в художественной галерее открыли во Всемирный день искусства, приуроченный ко дню рождения Леонардо да Винчи.

Ведущий специалист крупнейшего музея отечественного изобразительного искусства Любовь Шакирова после экскурсии по выставке рассказала, что при подборе живописи для Норильска хранители ориентировались на «соцреализм с человеческим лицом».

В Норильск прилетели холсты 1930-х – 1950-х годов 21 художника, которые работали в стиле тоталитарной утопии, как еще называли метод социалистического реализма.

В этом стиле в СССР снимали кино, писали книги и создавали произведения изобразительного искусства.  Считается, что высшей точки соцреализм достиг в конце 1930-х, а его спад пришелся на 1960-е годы.

Самая поздняя работа в экспозиции «Строителей…» датирована 1954 годом. Это живописный холст Аркадия Пластова «Летом. Грибы», на первый взгляд отвечающий главному соцреалистическому канону – изобилию, а значит, радости, вере в будущее и тому подобное. Однако изобилие здесь природное. Картина наполнена авторским поэтическим восприятием деревенской жизни и мастерством живописца.

Аркадий Пластов – один из самых известных из представленных на выставке советских художников. В одном ряду с ним живописец и график Александр Самохвалов, автор знаменитой «Девушки в футболке». В Норильск прилетел его холст 1934 года «Работница-строитель». Название скучное, в отличие от портрета уверенной в себе «новой женщины». Автор советских Венер учился в свое время у Петрова-Водкина и вместе с Александром Дейнекой представлял и прославлял Страну Советов на многих выставках за рубежом. Оба постоянно работали по госзаказу: рисовали агитплакаты, расписывали фарфор, занимались книжной графикой.

Дейнека известен как автор мозаик на станции метро «Маяковская» в Москве. На выставке «Строители новой жизни» экспонируют две работы художника: живописный холст «Полдень» и масштабный эскиз к панно для здания одного из наркоматов 1930-х – земледелия. «Беседу колхозной бригады» так же интересно рассматривать, как и лучезарный «Полдень». В прославлении «нового мира» оба Александра оставались прежде всего мастерами.

Громкие имена в экспозиции не означают, что Русский музей поделился главными полотнами этих художников. Выбирали работы из запасников, но в случае с Самуилом Адливанкиным к двум холстам из фондов добавилась живопись из действующей экспозиции музея «Состязание юных моделистов».

Хранитель коллекции Любовь Шакирова на специальной экскурсии, сопровождающей в последнее время все вернисажи Музея Норильска, с особым теплом говорила о недооцененном творчестве Адливанкина.

Ученик Татлина начинал с авангардных композиций в духе учителя, затем перешел на лубок, уступивший место карикатурному экспрессионизму. Не всегда безопасному. Например, в экспонируемых работах начала 1930-х «Ликвидируем прорыв» и «В штабе колхоза перед штурмом прорыва».

Содержание живописи, направленной на прославление новой жизни, через почти столетие часто вызывает чувство сострадания к ее строителям, «ударникам и ударницам». Это объясняется тем, что авторы, хоть и выполняли заказ на создание утопической картинки, оставались художниками.

Судьба каждого из них вызывает не меньший интерес, чем их наследие. Недаром Любовь Шакирова во время рассказа о выставке часто переходила на личности авторов.

Выяснилось, что Софья Дымшиц-Толстая, написавшая портрет «Работницы-агитатора», была второй женой графа Алексея Толстого. Еще одна сподвижница Татлина, авангардистка попала в ряды соцреалистов, когда заведовала художественным отделом прогрессивного на то время журнала «Работница и крестьянка». В 1930-е бывшая графиня создала целую серию портретов передовиков производства, работниц и колхозниц.

На выставке «Строители новой жизни» представлены 23 живописных холста 21 автора. Кто-то сразу бежал к Пластову или Юону. Кого-то остановила центральная композиция первого зала с изображением стратостата «Осоавихим-1», разбившегося на старте и оставшегося памятником на холсте Георгия Бибикова.

За пять месяцев, отведенных Норильску на живопись из Русского музея, у всех будет возможность все посмотреть, обо всем почитать. Жаль, что нельзя будет еще раз послушать хранительницу коллекции из Русского музея. Чтобы услышать ее по-настоящему увлекательный рассказ об искусстве с человеческим лицом, нужно было прийти на открытие выставки.

Подписывайтесь на нас в Telegram, Instagram и Facebook.

Валентина Вачаева

Фото: Юлия Римская/Музей Норильска

29 апреля, 2021

Все права защищены © Сетевое издание «Таймырский телеграф», 2020-2023. 12+
При полном или частичном цитировании ссылка на «Таймырский телеграф» обязательна. Редакция не несет ответственности за информацию, содержащуюся в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочную информацию.
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77-59649 от 23.10.2014 г. Главный редактор: Любимая П. Ю.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий:
Принять
Политика конфиденциальности