12+

Заброшенную стройку железной дороги Норильск – Уренгой исследуют

24 апреля 2019, 13:05

Эксперты выяснят, возможно ли возобновить строительство этой магистрали.

#НОРИЛЬСК “Таймырский Телеграф” – Исследования заброшенной стройки № 503 – железной дороги, которую в советское время хотели проложить от Норильска до Уренгоя, проведут эксперты Русского географического общества (РГО). Об этом на попечительском совете РГО в Санкт-Петербурге сообщил президент общества Сергей Шойгу.

«Многие слышали о проекте 503. Мы хотели бы изучить его более подробно, детально и в том числе, может быть, с возможной с перспективой возрождения этого проекта», – рассказал он.

Как отмечают в пресс-службе РГО, экспедиция общества пройдет по маршруту стройки № 503: вдоль поймы рек Пур, Таз и Енисей, через населенные пункты, где должна была пройти магистраль. Изучат и варианты продолжения дороги.

Первый этап экспедиции уже прошел с конца марта по конец апреля. На электронную карту нанесли характерные точки, барьерные места и места возможных переходов через естественные препятствия по маршруту движения.

На втором этапе, с августа по октябрь, эксперты оценят изменения ландшафта, которые произошли с ним за почти 70 лет с момента окончания строительства. Изучат и все, что сохранилось от самой дороги: опоры мостов, железнодорожное полотно, оставшуюся инфраструктуру.

Заброшенная железная дорога Норильск – Уренгой была частью Трансполярной магистрали, легендарной советской стройки, которая шла 6 лет в практически необитаемой приполярной тундре и унесла несчетное количество жизней. Этот Великий Северный железнодорожный путь длиной в 1400 километров должен был соединить европейскую часть страны с дельтой Енисея. Магистраль должна была пролегать и через Норильский промышленный район с его крупнейшими в стране и стратегически важными для оборонки запасами никеля.

На сооружении Трансполярной магистрали, в том числе 503-го участка Норильск – Уренгой, работали в основном заключенные ГУЛАГа. В очередную «стройку века» страна вложила больше трех миллиардов рублей. Это около 2% всех капитальных вложений СССР за пятилетку 1946-1950 годов. Хотя должных предварительных изысканий перед началом строительства не провели, и цели его не были точно известны. Никто не знал, получится построить эту дорогу или нет.

Тем не менее, в экстремальных природных условиях дорогу сооружали невиданными темпами. Строили одновременно несколько участков, чтобы потом соединить их. К весне 1953-го в общей сложности проложили больше половины всей длины магистрали – около 700 километров.

Но 25 марта, почти сразу смерти Сталина, по распоряжению советского правительства началась стремительная эвакуация рабочей силы. Грандиозную стройку в одночасье закрыли. По разным оценкам, за несколько месяцев из междуречья Оби и Енисея на большую землю вывезли от 80 до 100 тысяч человек.

kak2z.ru

24 апреля, 2019

Все права защищены © Сетевое издание «Таймырский телеграф», 2020
При полном или частичном цитировании ссылка на «Таймырский телеграф» обязательна. Редакция не несет ответственности за информацию, содержащуюся в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочную информацию.
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77-59649 от 23.10.2014 г. Главный редактор: Литвиненко О. А.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.
Принять