#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – Продолжаем публикацию снимков разных лет, хранящихся в фотоархиве Заполярного филиала «Норникеля».
К концу 1950-х годов действующие в Норильске «воздушные ворота» – аэропорт «Надежда» и зимний аэродром «Нежданный» – уже не справлялись с количеством авиапассажиров. Более того, на тот момент аэропорт «Надежда» не мог принимать ни Ту-104, ни Ил-18, которые уже действовали на южных трассах.
В июле 1961-го горисполком выделил в районе станции Алыкель земельные участки для строительства нового аэродрома и аэропорта. Но стройку союзного значения самому комбинату было не потянуть.
«И тут нам повезло, – вспоминал позже директор Норильского комбината Владимир Долгих, – военные начали размещать в районе Норильска ракетные установки, они были заинтересованы в аэродроме. Подготовительные работы уже велись, но черепашьими темпами, а Министерство гражданской авиации не особенно вмешивалось в это дело, надеясь загрести жар чужими руками. Мы решили припугнуть их и сообщили о желании Хрущева прилететь в Норильск. Как же принимать высокого гостя без круглогодичной четырехкилометровой полосы. В министерстве зашевелились, решили в Алыкеле, в 40 километрах от Норильска, строить аэропорт. Мы предложили свою лепту в это дело – проведение вскрышных работ, производство части аэродромных плит, выделение строительных материалов, горной техники. Военные привлекли строительные войска. Дело стало переходить на практические рельсы».
Летом 1964 года Хрущев действительно наметил поездку в Норильск. Это послужило мощным импульсом ускорения строительства постоянного аэродрома в Алыкеле.
Норильчане уже разрабатывали программу пребывания первого лица государства, в городе все чистили, ремонтировали, приводили в порядок. Но накануне приезда Хрущева в северный город стало известно: в Ялте умер отдыхавший там итальянский коммунист Пальмиро Тольятти, и глава государства улетел в Крым.
«Так окончился несостоявшийся визит Хрущева в Норильск. Но даже его намерение посетить город и комбинат имело для нас положительное значение: относиться к норильским проблемам министерства и ведомства стали благожелательнее – не в каждый город собирается «махнуть» лидер государства», – вспоминал Долгих.
В августе 1964 году аэропорт Алыкель приняли в эксплуатацию как временный. В 1965-м его ввели в строй, хотя строительство все еще продолжалось. Постоянная эксплуатация началась в 1966 году. В 1977-м он впервые принял пассажирский Ту-154.
Совсем недавно, с 2016-го по 2020 год, в аэропорту провели масштабную реконструкцию.
В прошлом выпуске фотопроекта «Автографы истории» мы рассказывали о том, что первое норильское мороженое выпускали в вафельных стаканчиках. Также мы писали, что аэропорт Норильск хотят перевести на круглосуточный режим.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Instagram и Facebook.
Светлана Самохина
Фото: архив Заполярного филиала «Норникеля»