12+

«Иногда сто миль вокруг быстрее, чем десять напрямую»

30 июня 2023, 09:40

Капитан атомохода «50 лет Победы» рассказал о тяжелых льдах, тающей Арктике, туристах и досуге моряков-полярников.

#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – В России сейчас семь действующих атомных ледоколов. В ближайшее время запустят еще два атомохада – «Якутия» и «Чукотка». На Дальнем Востоке строится уникальный атомный ледокол проекта 10510 «Россия» – он больше самых крупных в мире судов проекта 22220 и почти в два раза больше атомохода «50 лет Победы», которым управляет человек редчайшей профессии – таких в России всего 14 – капитан Дмитрий Лобусов, идейный вдохновитель федерального проекта «Чистая Арктика».

Во льдах суда на Севморпути сопровождают ледоколы

В интервью «Санкт-Петербургским ведомостям» полярник рассказал, для чего нужны мощные ледоколы, не вредят ли они Арктике и как развивается туризм на «макушке» Земли.

Для чего ледоколы, если Арктика тает?

Дмитрий Лобусов ходит на Северный полюс 30 лет – льда действительно стало меньше: двухлетний встречается редко, более старого – почти нет. Капитан рассказывает, что России без ледоколов никак – без них на Северном морском пути не обойтись. И мощности не будут избыточными.

«Некоторое время, пока новых не построили, действующих даже не хватало. Как‑то одно судно простояло месяц на кромке, так и не дождалось ледокола и вернулось, когда запасы подошли к концу. Для круглогодичной навигации по СМП мощности не будут избыточны. Нам и сейчас иногда приходится стоять пережидать непогоду, потому что участок безопасно не пройти».

Спикер объяснил, что раньше для провоза грузов хватало и небольших судов, зимой вывозили только продукцию «Норникеля». Сейчас появились месторождения углеводородов. Газ, нефть невыгодно транспортировать небольшими судами, поэтому их размеры стали больше. И чтобы прокладывать для них удобный канал, нужны большие ледоколы. К 2030 году грузопоток по Севморпути планируется увеличить до 200 миллионов тонн.

Тяжелые льды и нештатные ситуации в Арктике

Капитан Дмитрий Лобусов рассказывает, что сложный лед – это лед в полтора-два метра толщиной. В открытом море лед редко бывает ровный – много торосов, нарастают горы до 10–20 метров. Над поверхностью лишь два-три метра, а все остальное под водой. В таким местах очень трудно проходить.

«Вообще когда лед сжимает, нужно ежесекундно принимать решение, куда прокладывать путь. Вот в космосе автоматическая стыковка возможна, а во льдах – нет. Анализируем гидрометеоинформацию, спутниковые снимки. У нас поговорка есть: в нашем деле иногда сто миль вокруг быстрее, чем десять миль напрямую».

Нештатная ситуация в Арктике – это когда, например, подводит техника. Ледокол, говорит капитан, это автономный дом со «стенами», которые выдержат удар такого же судна. С реактором ничего не произойдет, даже если на него Ту-154 рухнет. Беспокоятся полярники только за суда, которые ведут по маршруту, и что может подвести здоровье людей.

Ледоколы в акватории Севморпути обеспечивают проводку судов

Досуг на ледоколе

Дмитрий Лобусов рассказывает, что 25–30 лет назад в свободное время моряки на ледоколах собирались у одного видеомагнитофона, он с товарищами, например, смотрел один и тот же фильм «Покровские ворота».

«Сейчас у каждого в каюте телевизор, ноутбук с книгами или фильмами. А так – бассейн, баня, спортзал маленький, с тренажерами, и большой, где можно в волейбол трое на трое сыграть».

Ледокольно-арктический ликбез

Дмитрий Лобусов уже 13 лет ведет блог в «Живом журнале», где делится своими знаниями. Люди спрашивают, почему полярная ночь не совсем темная, из скольки пароходов может состоять караван, или интересуются, вредят ли атомоходы природе и зачем вообще они нужны, если есть дизельные.

«Мы свои баки заправляем топливом раз в пять лет, а новые ледоколы – вообще раз в семь лет. Если мощный дизельный ледокол дает реверс – небо черное. А мы – чистенькие. От нас единственный вред природе – когда холодная вода, охлаждая реакторы, вытекает теплой».

Арктические туристы

Летом ледокол «50 лет Победы» возит в Арктику туристов. Раньше это были в основном иностранцы, сейчас стало больше россиян. Русские моряки пускают туристов даже на мостик и в машинный отсек. Живут путешественники в обычных каютах, а экипаж на время переселяется в самый низ. Вначале привыкшие к люксу гости могут пожаловаться на холод или сквозняк, но к концу тура все в восторге! Такого нигде не увидишь…

«Ледоколы чем завораживают – мощностью, возможностями, маневренностью. Но вообще их работа – помогать. И это вызывает к ним любовь».

Ранее мы рассказывали историю старшего помощника капитана ледокола «50 лет Победы» Дианы Киджи, а также как на атомоходах в Арктике встретили Новый год.

Больше новостей читайте на совместном канале «Таймырского телеграфа» и «Северного города» в Telegram.

Анжелика Степанова

Фото: архив редакции

30 июня, 2023

Все права защищены © Сетевое издание «Таймырский телеграф», 2020-2023. 12+
При полном или частичном цитировании ссылка на «Таймырский телеграф» обязательна. Редакция не несет ответственности за информацию, содержащуюся в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочную информацию.
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77-59649 от 23.10.2014 г. Главный редактор: Любимая П. Ю.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий:
Принять
Политика конфиденциальности