#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – Первые машиностроители прибыли в Заполярье 1 июля 1935 года на пароходе «Спартак». Завод начинался с трех токарных станков, причем один станок не умещался в помещении и наполовину выходил на улицу. Начало будущему Механическому заводу положили небольшие ремонтно-механические мастерские, построенные в 1936–1937 годах.
Механический – одно из старейших предприятий «Норникеля» – машиностроительный завод полного производственного цикла, состоящее из шести подразделений: двух производств и четырех цехов.
Исторические факты
«Начинался завод с небольших ремонтных мастерских, в которых было всего по два-три станка. И постепенно эти мастерские росли, развивались, обрастали профессионалами. Первую плавку чугуна произвели 25 мая 1937 года именно в механических мастерских, а 26 мая сделали первые отливки цветного металла. Далее была выбрана площадка для строительства временного ремонтно-механического завода и начаты работы по закладке фундамента основных цехов будущего Механического завода: кузнечного, механического, литейного. И в 1953 году появилось такое подразделение, как Механический завод», – рассказал Вячеслав Бурдюков, заместитель директора Механического завода по производству ООО «Норильский обеспечивающий комплекс».
2019 год стал для Механического завода переломным в рамках развития и совершенствования производства. Были закрыты технологически устаревший прокатный участок литейно-кузнечного цеха и участок обработки металлов взрывом. На кузнечном участке литейно-кузнечного цеха освоено изготовление нового вида продукции – быстроразъемное соединение (комплект БРС). На базе ремонтно-обеспечивающего цеха №3 освоено изготовление анкерной крепи СПА.
Реализация проекта по газификации
Отдельной главой в развитии завода стоит отметить реализацию проекта по газификации завода. В 2015 году был подписан договор между ООО «Норильский обеспечивающий комплекс» и ООО «Институт «Гипроникель». Проект состоял из двух этапов «Газопровод «ГРС-1 – Механический завод» и «Техническое перевооружение печей и агрегатов». В 2017 году началось строительство. В проект инвестировано свыше 370 миллионов рублей. Проект газификации Механического завода позволил снизить объемы пылегазовыбросов более чем на 21 тонну в год, исключить неочищенные канализационные стоки в объеме до 38 тысяч кубометров в год, исключить выбросы продуктов сжигания дизельного топлива в воздух рабочей зоны в подразделениях завода.
Приход на завод газа открывает возможности для освоения новых технологических процессов, улучшения условий и культуры производства, а также повышение эффективности и производительности труда.
Механический завод сейчас
В настоящем времени Механический завод это развитое, многопрофильное современное предприятие с замкнутым технологическим циклом производства. Уникальность предприятия именно в полном цикле.
Основная стратегическая задача завода – обеспечивать предприятия «Норникеля» запасными частями, материалами. Компанию разработала «Дорожную карту развития», которая предусматривает несколько направлений. Это и освоение новых видов продукции, улучшение условий труда, повышение безопасности труда, снижение рисков негативного воздействия на окружающую среду и повышение социально-бытовых условий. На Механическом заводе большое внимание уделяется новаторству и современным технологиям.
«В 2020 году мы освоили ряд новых видов продукции – быстроразъемные соединения, армокаркасы, материалы для крепления горных выработок. Также заменили морально устаревшее оборудование на 100 миллионов рублей, выполнили ремонт с модернизацией основного технологического оборудования – порядка 80 единиц на сумму более 80 миллионов рублей. В 2021 году уже произвели ремонт, замену оборудования прачечной. Завершили оснащение производственных помещений системой оповещения и пожаротушения. Продолжается комплексная замена оборудования. Кроме того, на Механическом заводе инициируются и реализуется ряд инвестиционных программ, например, проект по техническому перевооружению сталеплавильного производства литейно-кузнечного цеха, в рамках которого планируется замена электропечи на современный редукционно-плавильный комплекс. А также организация нового производства материалов горного крепления на базе ремонтно-обеспечивающего цеха №3. Это позволит значительно снизить негативное воздействие, повысить эффективность, создать базу для освоения новых видов продукции. В перспективах – реконструкция литейного производства. Запланировано исследование, которое покажет наиболее эффективные пути развития», – рассказал заместитель главного инженера Механического завода по развитию ООО «Норильский обеспечивающий комплекс» Алексей Сучанжи.
Сейчас на заводе трудятся около 1000 человек. В Норильском промышленном районе больше нет ни одного предприятия с подобным набором разнообразных рабочих специальностей, в том числе уникальных. Завод производит более 30 видов продукции – это порядка 7,5 тысячи тонн на 5,5 миллиарда рублей в год.
Для Норильска
Механический завод обеспечивает не только нужды предприятий Норильского дивизиона, но и самого Норильска.
«Часто к нам обращаются из городской администрации, чтобы мы что-то изготовили. Это уникальная, творческая работа. Это, например, памятные доски на домах в Норильске. Мемориал, посвященный Победе в Великой Отечественной войне – там тоже литье с фамилиями наших погибших норильчан. Самая известная стела «Счастливого пути» либо «Добро пожаловать» на дороге Норильск – Алыкель – это тоже продукция Механического завода», – рассказал Вячеслав Бурдюков.
А еще колокола для мемориального комплекса «Голгофа», ограда церкви «Всех Скорбящих Радость», мемориальные комплексы в Талнахе, каркас для информационного табло на здании управления Норильского дивизиона компании, литые декоративные решетки ограждения разделительных газонов на Ленинском проспекте, фонтаны, детские площадки, «Поцелуев мост» на аллее Влюбленных и многое другое, что украшает улицы и площади родного города.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Instagram и Facebook.
Анжелика Степанова
Фото: Марина Пешкова и архив Заполярного филиала «Норникеля»