12+

Норильчанин сам освоил косторезное искусство

28 апреля 2022, 11:05

Участник творческого конкурса «Норникеля» Дмитрий Воробьев уверен: хочешь иметь красивую вещь – сделай ее сам.

#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – «ТТ» продолжает цикл публикаций об участниках корпоративного конкурса «Норникеля» «Корпорация звезд». Взрывник с рудника «Комсомольский» Дмитрий Воробьев представил вырезанную из кости скульптуру «Подводный мир».

Резьбой он увлекся около десяти лет назад. Вернее, понемногу осваивать начал раньше, но именно тогда обстоятельства подтолкнули заняться всерьез.

«Мой товарищ продавал свой бизнес – сувенирный магазин. А я решил купить. И поскольку там нужны были изделия на продажу, я стал не только закупать чужие, но и делать собственные, – вспоминает Дмитрий. – Я люблю мастерить, с детства заложено. Помните, раньше на уроках труда пилили, строгали, дома у всех были наборы выжигания по дереву? Машину я в ремонт никогда не сдаю, все ремонтирую сам, дома сделал кое-какую мебель, так что мне новое дело пришлось очень по душе».

За науку работы с рогом и костью Дмитрий благодарен дудинскому мастеру-самоучке Вольдемару Ямкину, а также преподавательнице Норильского колледжа искусств Виктории Поповой. Они научили азам, остальное осваивал уже на своем опыте:

«Помню, как-то раз приехал к Вольдемару, а у него заказ большой на День города, не успевает. Отрядил меня делать заготовки. Я увлекся и решил, что хочу сам пробовать делать готовые изделия. С тех пор и занимаюсь».

За эти годы Дмитрий делал самые разные по масштабу работы – от небольших кулонов и брелоков до декоративных панно и мебели. Друзья нередко просят изготовить рукоятки для ножей и ножны, статуэтки на память о городе, шкатулки.

«Если вам нужна вещь для работы, например нож в тундру, лучше выбирать рог оленя. Он внутри пористый, будет удобный и легкий предмет. А для украшений чаще выбирают бивень мамонта, хотя такие изделия довольно хрупкие», – делится тонкостями мастер.

Кость, как и дерево, рассказывает Дмитрий, имеет волокна, только она гораздо более твердая. При ее обработке действуют те же принципы, что и с древесиной: не резать против волокон. А рог оленя – небольшой, ветвистый и в основном пористый внутри, из него получаются небольшие работы.

Брелоки из рога оленя

Бивень мамонта имеет одинаковую по составу структуру, из него получаются эксклюзивные, оригинальные изделия, но при неправильном хранении он может колоться и отслаиваться. Вообще бивень мамонта – драгоценный материал, однако в силу своего древнего возраста (а это не менее десяти тысяч лет) сохранился он далеко не весь в хорошем состоянии.

Лучшей сохранности бывают бивни, извлекаемые из вечной мерзлоты, хуже – добытые из рек. Они, как правило, с большим количеством трещин. Если бивень пролежал где-то на поверхности, он, скорее всего, будет вообще не пригоден для резьбы.

«В январе я купил у поставщиков девять килограммов бивня – к сожалению, половина порченая. Сделать из такого бивня что-то крупное нельзя, разве что отдельные фрагменты подойдут на мелкие украшения. Зато бивень мамонта может приобретать различные оттенки в результате минерализации, это зависит от состава почвы, где он залегал. Диапазон оттенков очень широк: от светло-кремового до коричнево-черного», – рассказывает мастер.

Он честно признается: художественного образования не имеет, и вообще смеется, что он «художник от слова «худо».

Первые поделки учился делать, глядя на чужие работы. Что-то копировал, что-то упрощал, со временем накопил свои идеи. Помогает и увлечение культурой народов Севера.

«Иногда изготавливаю долганские подвески – «обереги души». У долган принято вырезать такие из бивня, кости животного и вешать на шею. Для людей северных все, что связано с оленем, мамонтом, сакрально», – рассказывает Дмитрий.

Работает он дома, потребовалось лишь купить несколько инструментов. На мелкие работы уходит по нескольку часов, на крупные – до нескольких месяцев. Из самых длительных проектов называет журнальный столик, собранный из вырезанных фрагментов рога оленя и составленных в определенном порядке.

«Это очень кропотливая работа. Вроде бы все сделал – не понравилось. Думал-думал, как переделать, додумался, собрал еще раз. Похожая история была и с поделкой на «Корпорацию звезд». Я сделал рыбку на подставке. Саму рыбку «увидел» в куске бивня – прямо просила отсечь лишнее и «освободить» ее. А подставку после первой сборки еще раз переделывал, не по душе пришелся результат. Есть задумка сложить из рога оленя силуэт рудника «Комсомольский», но надо созреть. Работа большая, много мозаичных деталей», – поясняет собеседник.

Но на следующую «Корпорацию звезд» придумал представить другую работу – композицию «Таймыр» из бивня мамонта.

«Еще год планирую поработать взрывником, а потом уеду на пенсию. Но вырезать по кости продолжу, и навещать Норильск, конечно, тоже», – уверяет Дмитрий.

Композиция «Таймыр» из бивня мамонта

В прошлом выпуске «Корпорации звезд» мы рассказывали об увлечении ведущего инженера Промышленной строительно-монтажной компании Елены Дмитриевой: она поет в вокальном коллективе «Казачий спас».

Больше новостей читайте на совместном канале «Таймырского телеграфа» и «Северного города» в Telegram.

Мария Соколова

Фото: Ольга Задеряка, пресс-служба администрации Таймыра и личный архив Дмитрия Воробьева

28 апреля, 2022

Все права защищены © Сетевое издание «Таймырский телеграф», 2020
При полном или частичном цитировании ссылка на «Таймырский телеграф» обязательна. Редакция не несет ответственности за информацию, содержащуюся в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочную информацию.
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77-59649 от 23.10.2014 г. Главный редактор: Литвиненко О. А.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.
Принять
Политика конфиденциальности