12+

Норильскую железную дорогу хотели полностью электрифицировать

06 декабря 2021, 19:30

Электротяга в Заполярье так и не прижилась.

#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – Разработка технического проекта по электрификации Норильской железной дороги началась еще в 1944 году. Тогда по норильским рельсам ходили только паровозы. Электровозы работали лишь на некоторых небольших участках подъездных путей к рудникам и угольным шахтам.

К реализации планов перехода на электротягу приступили только в 1950-х. 18 октября 1954 года сдали в эксплуатацию первый электрифицированный участок железной дороги – от станции Угольной до ТЭЦ-1 протяженностью 7,8 километра. По нему два электровоза серии IV-КП-1 подвозили уголь для теплоцентрали.

Однако перевод дороги с паровозной тяги на электрическую шел еще долго: тянули контактную сеть на разных участках, с материка приглашали специалистов для работы с новой техникой.

Промышленный электровоз

Кроме того, с приходом электровозов возникла проблема с заземлением. В Норильске заземлиться на почву нельзя, вечная мерзлота – плохой проводник. Железнодорожники нашли выход: пустили заземление на сами рельсы, установив дроссель-трансформаторы, поглощающие лишнее напряжение.

Только в 1960 году все грузовое движение на участке Кайеркан – Норильск-Сортировочная – Западная с ответвлением до ТЭЦ-1 окончательно перевели на электротягу.

К середине 1965-го на Норильской железной дороге электрифицировали 105 километров железнодорожных путей. Половину всех грузоперевозок осуществляли электровозами и тепловозами. В Дудинку первый электропоезд весом 1350 тонн из Норильска пустили в 1974 году.

Дудинка, 1975 год

Но в 1998/99 году эксплуатацию электротяги на Норильской железной дороге прекратили. Эксплуатацию и ремонт контактной сети в заполярных условиях признали слишком дорогими, и ее демонтировали. Вот как объясняли проблему сами железнодорожники:

«На Севере очень большая снеговая нагрузка, а скорость поезда, наоборот, невелика – 60–40 километров в час. Электровозы при таких скоростях не могут работать, просто не везут. Иногда напряжение падало до такой степени, что невозможно было вскипятить чайник».

Отныне по норильским рельсам курсируют только тепловозы.

Стоянка электрички на Октябрьской площади

В прошлых выпусках фотопроекта «Автографы истории» мы рассказывали о том, что пассажирская электричка в Норильске прибывала прямо к Ленинскому проспекту.

Подписывайтесь на нас в TelegramInstagram и Facebook.

Светлана Самохина

Фото: архив Заполярного филиала «Норникеля»

06 декабря, 2021

Все права защищены © Сетевое издание «Таймырский телеграф», 2020
При полном или частичном цитировании ссылка на «Таймырский телеграф» обязательна. Редакция не несет ответственности за информацию, содержащуюся в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочную информацию.
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77-59649 от 23.10.2014 г. Главный редактор: Литвиненко О. А.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.
Принять
Политика конфиденциальности