12+

В Норильске планировали пустить трамвай, троллейбус и монорельс

06 июля 2021, 17:25

Из общественного транспорта на местных дорогах прижился только автобус.

#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – Продолжаем публикацию снимков разных лет, хранящихся в фотоархиве Заполярного филиала «Норникеля».

Развитие пассажирского автотранспорта в Норильске изначально осложнялось отсутствием дороги и бесконечными снежными заносами. Это заставляло норильчан искать самые разные транспортные средства, которые подошли бы для Крайнего Севера.

Пассажиры на остановке

Так, в 1940-х годах в Норильске проектировали трамвай, в 1960-х хотели пустить троллейбус, а в 1980-х – уже монорельс. Но все эти проекты остались на бумаге.

Улица Заводская, 1939-1940 год

Единственным прижившимся общественным транспортом были и остаются автобусы.

Ориентировочная дата, когда по Норильску пошел с первый из них, – 1941 год. Правда, пассажирским транспортом он тогда был лишь условно. Первые автобусы были переделаны из обычных грузовиков, как отечественных, так и импортных. Эта кустарная трансформация происходила в норильских гаражах силам местных умельцев.

Автобус на основе американского тягача «Мак», 1940-е

Комфортом и теплом такой транспорт не отличался, но выбирать не приходилось: пассажиры в часы пик гроздьями висели на подножках. Самый вместительный автобус сделали на основе огромного американского тягача «Мак».

Остановка Октябрьская площадь

В 1950-е годы основной сложностью в работе пассажирского транспорта были удаленность и разброс заводов, рудников, шахт и строек.

Конечная остановка автобусов на Октябрьской площади

Из 15 существующих тогда маршрутов лишь три можно было назвать внутригородскими – они связывали Горстрой со Старым городом. Остальные соединяли отдаленные точки промплощадки с еще более отдаленными поселками.

Пассажирка

Эти маршруты сегодняшним пассажирам уже непонятны: например, от клуба Металлургов до 25-го завода или от поселка Северного до рудника 7/9. Иногда автобусные маршруты пролегали прямо по территории заводов, а дорогам больше подходило слово «направление».

«Мак», 1950 год

После того как Норильск стал городом, проблему пассажирских перевозок надо было решать кардинально. Поэтому автобусный гараж, который был частью автотранспортной конторы комбината, выделили в самостоятельное подразделение. Так летом 1954 года появилась Норильская пассажирская автотранспортная контора, предшественник нынешнего НПОПАТ.

В прошлом выпуске фотопроекта «Автографы истории» мы рассказывали о том, что первые световые рекламы в Норильске появились в 1960-х: город украсили светящиеся в ночи названия ресторанов, кафе, кинотеатров.

Подписывайтесь на нас в Telegram, Instagram и Facebook.

Светлана Самохина

Фото: архив Заполярного филиала

06 июля, 2021

Все права защищены © Сетевое издание «Таймырский телеграф», 2020-2023. 12+
При полном или частичном цитировании ссылка на «Таймырский телеграф» обязательна. Редакция не несет ответственности за информацию, содержащуюся в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочную информацию.
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77-59649 от 23.10.2014 г. Главный редактор: Любимая П. Ю.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий:
Принять
Политика конфиденциальности